Создание и продвижение сайта

      СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Фестиваль 2022

Как правильно развивать ребёнка с РАС

Как правильно развивать ребёнка с РАС

(принципы работы)

Расстройство аутистического спектра (далее – РАС) остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Особенно ярко РАС проявляется в детском возрасте и зачастую приводит ребёнка к изоляции от родных людей и общества. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от уровня образования, социального статуса родителей. На процесс развития ребёнка необходимо обращать внимание ещё в раннем возрасте, именно в этом возрастном периоде родители (законные представители) впервые могут заметить тревожные особенности в поведении и развитии ребёнка.

Основными из них являются:

  • Нарушения социального взаимодействия, проявляющиеся либо в отсутствии, либо в выраженной ограниченности контактов с внешней миром.

Пример. 3-х летний Артём, находясь на прогулке, не выпускает руку мамы, ребят во дворе словно не замечает и при малейшей попытке мамы отпустить и освободить руку Артём пронзительно кричит.

  • Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и активность. При этом ребёнок испытывает потребность в сохранении стабильности и неизменности его привычного окружения, его одежды, режима, обстановки.

Пример. Леонид (3,5 года), отказывался от поездки в другой город, боялся, кричал, сопротивлялся. Родители были вынуждены поехать. Леонид очень плохо перенёс эту поездку, практически ничего не ел, находился в состоянии тревоги и гнева.

  • Двигательные стереотипии, заключающиеся в повторении определённых движений. Эти движения завораживают ребёнка, это могут быть раскачивания, верчения головой, потряхивания кистями и перебирание пальцами перед глазами или верчение перед глазами какой-нибудь мелкой детали.

Пример. Андрей (2 года 11 мес.) не мог приступить к заданию, прежде чем не потрясет маленькой пластмассовой баночкой перед глазами. Прозанимавшись 5 минут, он начинал ритмично и сильно раскачиваться.

  • Речевые стереотипии, заключающиеся в повторении определённых фраз слов или слогов. Часто это непонятные длинные звучные слова, которые ребёнок произносит снова и снова.

Пример. 3-х летний Артём на протяжении 4-х занятий постоянно хлопал в ладоши и громко кричал «Задой!», понять значение и смысл этого слова очень трудно.

  • Особая чувствительность к избирательным сенсорным стимулам. Общаясь с ребёнком с РАС, можно заметить стойкость их обращения к определённым ощущениям (тактильным, зрительным, слуховым), которые ребёнок стремится повторить вновь и вновь. Эти ощущения в дальнейшем могут стать основой аутостимуляций (настойчивое вызывание ощущений, насыщение ими).

Пример. 3-х летний Артём сделав маленькое задание, бежал в другой угол комнаты и быстро-быстро катал игрушку жираф, на колёсах которого были изображены лабиринты. Он старался подстроиться к игрушке так, чтобы глаза были на уровне этих колёс.

  • Особые отношения и условия развития эмоционального отношения с близкими. Ребёнку тяжело оторваться от мамы, но при этом он будто её не замечает и «не слышит», не смотрит в глаза. В качестве основной формы взаимодействия с миром у ребёнка проявляется «полевое» поведение (отсутствие интереса к функциональному назначению предмета).

 

Помощь родителя должна строиться в соответствии с определенными принципами:

 

  • Первым и самым важным принципом является установление контакта. Родители (законные представители) находятся как правило рядом с ребёнком с самого рождения. Поэтому первичный доверительный эмоциональный контакт уже установлен. Родителю важно отметить эмоциональные реакции ребёнка, события, которые тонизируют, насыщают и успокаивают ребёнка эмоционально.
  • Второй принцип – приобщение ребёнка к эмоциональным событиям вокруг, комментирование всех действий и движений. Комментирование помогает ребёнку понять окружающий мир, события вокруг, накопить пассивный словарь (то, что ребёнок понимает).
  • Развивающая среда играет очень большую роль в психическом развитии ребёнка. Важно создать развивающие условия вокруг ребёнка, подготовить комнату для занятий, рабочее место, место для хранения дидактического и творческого материала.
  • Организация пространства. Проводите занятия в определенном месте в специально отведенное время, чтобы зрительное поле ребёнка было максимально организовано. На столе должно быть только то, что понадобится для выполнения одного задания по развитию мышления или внимания, а остальные материалы доставать по мере необходимости. Задания также следует давать ребенку в определенной последовательности, к которой он привыкнет.
  • Задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Разработайте систему занятий, каждый день необходимо заниматься с ребёнком по определённой теме. Используйте дидактический материал, книжки (сказки, стихи, потешки и т.д.), музыкальные инструменты, логоритмику и т.д.
  • Важно сформировать устойчивый пространственно-временной стереотип занятий, именно стереотип поможет ребёнку встроится в систему занятий, привыкнуть к ним. Желательно занятия проводить в утреннее время, именно тогда ребёнок способен лучше воспринимать и запоминать информацию. Правильно подобранные задания направленно воздействуют на психическое и личностное развитие ребёнка.
  • Используйте задания, которые помогут ребёнку улучшать контакт с окружающими близкими. Используйте любимые ребёнком предметы и игрушки, раскрывайте функциональное назначение предметов и игр.
  • Сюжетно-ролевая игра помогает ребёнку развивать активность и самостоятельность. Благодаря игре происходит формирование социальных способов взаимодействия, упорядочивание и осмысление полученного опыта ребёнка.
  • Задействуйте все органы чувств ребёнка. Это поможет ему развиваться всесторонне. Используйте в развитии такую подсказку - «Услышал, увидел, сделал!». Понятия, которые вы изучаете закрепляйте в повседневной жизни.
  • В своей работе используйте:
  • Игрушки, на которые интересно смотреть (ярко раскрашенные, игрушки с мигающими лампочками, мыльные пузыри, разные фонарики и необычные светильники).
  • Физические движения. Качайте ребенка на коленях, щекочите, обнимайте, катайте по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках.
  • Звуки. Играйте на музыкальных инструментах и пойте любимые песни; играйте с ребенком на ксилофоне, используйте «звучащие» игрушки; берите ребенка на концерты, слушайте с ним уличных музыкантов.
  • Запахи. Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать. Используйте масла для ароматерапии.
  • Осязание. Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.

 

По интересующим вопросам Вы

 можете обратиться:

г. Горно-Алтайск,

пр-т. Коммунистический д.113

тел. (838822) 6-46-64

Сайт: http://www.ppms-ra.ru/

ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребёнок растёт и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребёнка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребёнка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). а эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберёт Баба-яга».

Самые распространённые – это внушённые страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребёнка об опасности, часто даже не обратив внимание на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на неё взрослого. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься». Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Ещё одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребёнок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребёнок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребёнок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребёнка, его обижают, и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребёнок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьёзного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для возраста ребёнка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи – эти страхи ребёнок испытывает в определённых, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжёлая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребёнок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьёзные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определённые ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространённый вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребёнка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чём другом ребёнок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

 

Что делать, если ребёнок боится?

Советы педагогам:

  • Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
  • Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребёнок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребёнка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.
  • Попробовать переубедить ребёнка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что всё это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
  • Сочинить вместе с ребёнком рассказ или сказку на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
  • Нарисовать страх – это самый распространённый и действенный метод борьбы с ним. После того как ребёнок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить ребёнку, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожжённой бумажки нужно развеять. Делать всё это необходимо с воспитанником, не забывая всё время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что мог победить страх.
  • Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребёнком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать ещё больший страх.
  • Организовать общение ребёнка со сверстниками, у которых есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.
  • Все виды коррекции стоит применять в комплексе.

 

Что делать, если ребёнок боится?

Советы родителям:

  • Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребёнок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы ещё больше напугаете ребёнка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
  • Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».
  • Не принижайте значение страха для самого ребёнка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребёнку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что «монстров» не существует, обычно не возможно.
  • Постоянно уверяйте ребёнка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребёнок должен верить вам.
  • Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
  • Постарайтесь отвлекать ребёнка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребёнком!
  • Поддерживайте ребёнка, но не идите на поводу. Например, если ребёнок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

 

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО КУРЕНИЯ

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию фильм-инструкцию о подростковом курении для родителей «Слова и поступки».

В фильме рассматриваются причины курения, даются рекомендации родителям для предотвращения подросткового курения и сохранения доверительных отношений с ребенком.

В заключительной части фильма содержится QR-код, используя который Вы можете перейти на информационные ресурсы, содержащие дополнительную информацию для родителей о проблеме подросткового курения и способах ее решения, а также зарегистрироваться для участия в бесплатном вебинаре для родителей «Независимый подросток». Помощь родителям в защите детей от курения».

Ссылка для просмотра фильма: https://www.youtube.com/watch?v=eH3ZqVdx7R4

Top