Создание и продвижение сайта

      СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Как правильно развивать ребёнка с РАС

Как правильно развивать ребёнка с РАС

(принципы работы)

Расстройство аутистического спектра (далее – РАС) остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Особенно ярко РАС проявляется в детском возрасте и зачастую приводит ребёнка к изоляции от родных людей и общества. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от уровня образования, социального статуса родителей. На процесс развития ребёнка необходимо обращать внимание ещё в раннем возрасте, именно в этом возрастном периоде родители (законные представители) впервые могут заметить тревожные особенности в поведении и развитии ребёнка.

Основными из них являются:

  • Нарушения социального взаимодействия, проявляющиеся либо в отсутствии, либо в выраженной ограниченности контактов с внешней миром.

Пример. 3-х летний Артём, находясь на прогулке, не выпускает руку мамы, ребят во дворе словно не замечает и при малейшей попытке мамы отпустить и освободить руку Артём пронзительно кричит.

  • Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и активность. При этом ребёнок испытывает потребность в сохранении стабильности и неизменности его привычного окружения, его одежды, режима, обстановки.

Пример. Леонид (3,5 года), отказывался от поездки в другой город, боялся, кричал, сопротивлялся. Родители были вынуждены поехать. Леонид очень плохо перенёс эту поездку, практически ничего не ел, находился в состоянии тревоги и гнева.

  • Двигательные стереотипии, заключающиеся в повторении определённых движений. Эти движения завораживают ребёнка, это могут быть раскачивания, верчения головой, потряхивания кистями и перебирание пальцами перед глазами или верчение перед глазами какой-нибудь мелкой детали.

Пример. Андрей (2 года 11 мес.) не мог приступить к заданию, прежде чем не потрясет маленькой пластмассовой баночкой перед глазами. Прозанимавшись 5 минут, он начинал ритмично и сильно раскачиваться.

  • Речевые стереотипии, заключающиеся в повторении определённых фраз слов или слогов. Часто это непонятные длинные звучные слова, которые ребёнок произносит снова и снова.

Пример. 3-х летний Артём на протяжении 4-х занятий постоянно хлопал в ладоши и громко кричал «Задой!», понять значение и смысл этого слова очень трудно.

  • Особая чувствительность к избирательным сенсорным стимулам. Общаясь с ребёнком с РАС, можно заметить стойкость их обращения к определённым ощущениям (тактильным, зрительным, слуховым), которые ребёнок стремится повторить вновь и вновь. Эти ощущения в дальнейшем могут стать основой аутостимуляций (настойчивое вызывание ощущений, насыщение ими).

Пример. 3-х летний Артём сделав маленькое задание, бежал в другой угол комнаты и быстро-быстро катал игрушку жираф, на колёсах которого были изображены лабиринты. Он старался подстроиться к игрушке так, чтобы глаза были на уровне этих колёс.

  • Особые отношения и условия развития эмоционального отношения с близкими. Ребёнку тяжело оторваться от мамы, но при этом он будто её не замечает и «не слышит», не смотрит в глаза. В качестве основной формы взаимодействия с миром у ребёнка проявляется «полевое» поведение (отсутствие интереса к функциональному назначению предмета).

 

Помощь родителя должна строиться в соответствии с определенными принципами:

 

  • Первым и самым важным принципом является установление контакта. Родители (законные представители) находятся как правило рядом с ребёнком с самого рождения. Поэтому первичный доверительный эмоциональный контакт уже установлен. Родителю важно отметить эмоциональные реакции ребёнка, события, которые тонизируют, насыщают и успокаивают ребёнка эмоционально.
  • Второй принцип – приобщение ребёнка к эмоциональным событиям вокруг, комментирование всех действий и движений. Комментирование помогает ребёнку понять окружающий мир, события вокруг, накопить пассивный словарь (то, что ребёнок понимает).
  • Развивающая среда играет очень большую роль в психическом развитии ребёнка. Важно создать развивающие условия вокруг ребёнка, подготовить комнату для занятий, рабочее место, место для хранения дидактического и творческого материала.
  • Организация пространства. Проводите занятия в определенном месте в специально отведенное время, чтобы зрительное поле ребёнка было максимально организовано. На столе должно быть только то, что понадобится для выполнения одного задания по развитию мышления или внимания, а остальные материалы доставать по мере необходимости. Задания также следует давать ребенку в определенной последовательности, к которой он привыкнет.
  • Задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Разработайте систему занятий, каждый день необходимо заниматься с ребёнком по определённой теме. Используйте дидактический материал, книжки (сказки, стихи, потешки и т.д.), музыкальные инструменты, логоритмику и т.д.
  • Важно сформировать устойчивый пространственно-временной стереотип занятий, именно стереотип поможет ребёнку встроится в систему занятий, привыкнуть к ним. Желательно занятия проводить в утреннее время, именно тогда ребёнок способен лучше воспринимать и запоминать информацию. Правильно подобранные задания направленно воздействуют на психическое и личностное развитие ребёнка.
  • Используйте задания, которые помогут ребёнку улучшать контакт с окружающими близкими. Используйте любимые ребёнком предметы и игрушки, раскрывайте функциональное назначение предметов и игр.
  • Сюжетно-ролевая игра помогает ребёнку развивать активность и самостоятельность. Благодаря игре происходит формирование социальных способов взаимодействия, упорядочивание и осмысление полученного опыта ребёнка.
  • Задействуйте все органы чувств ребёнка. Это поможет ему развиваться всесторонне. Используйте в развитии такую подсказку - «Услышал, увидел, сделал!». Понятия, которые вы изучаете закрепляйте в повседневной жизни.
  • В своей работе используйте:
  • Игрушки, на которые интересно смотреть (ярко раскрашенные, игрушки с мигающими лампочками, мыльные пузыри, разные фонарики и необычные светильники).
  • Физические движения. Качайте ребенка на коленях, щекочите, обнимайте, катайте по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках.
  • Звуки. Играйте на музыкальных инструментах и пойте любимые песни; играйте с ребенком на ксилофоне, используйте «звучащие» игрушки; берите ребенка на концерты, слушайте с ним уличных музыкантов.
  • Запахи. Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать. Используйте масла для ароматерапии.
  • Осязание. Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.

 

По интересующим вопросам Вы

 можете обратиться:

г. Горно-Алтайск,

пр-т. Коммунистический д.113

тел. (838822) 6-46-64

Сайт: http://www.ppms-ra.ru/

Top