Создание и продвижение сайта

      СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребёнок растёт и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребёнка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребёнка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). а эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберёт Баба-яга».

Самые распространённые – это внушённые страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребёнка об опасности, часто даже не обратив внимание на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на неё взрослого. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься». Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Ещё одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребёнок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребёнок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребёнок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребёнка, его обижают, и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребёнок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьёзного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для возраста ребёнка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи – эти страхи ребёнок испытывает в определённых, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжёлая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребёнок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьёзные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определённые ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространённый вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребёнка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чём другом ребёнок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

 

Что делать, если ребёнок боится?

Советы педагогам:

  • Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
  • Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребёнок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребёнка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.
  • Попробовать переубедить ребёнка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что всё это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
  • Сочинить вместе с ребёнком рассказ или сказку на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
  • Нарисовать страх – это самый распространённый и действенный метод борьбы с ним. После того как ребёнок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить ребёнку, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожжённой бумажки нужно развеять. Делать всё это необходимо с воспитанником, не забывая всё время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что мог победить страх.
  • Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребёнком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать ещё больший страх.
  • Организовать общение ребёнка со сверстниками, у которых есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.
  • Все виды коррекции стоит применять в комплексе.

 

Что делать, если ребёнок боится?

Советы родителям:

  • Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребёнок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы ещё больше напугаете ребёнка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
  • Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».
  • Не принижайте значение страха для самого ребёнка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребёнку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что «монстров» не существует, обычно не возможно.
  • Постоянно уверяйте ребёнка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребёнок должен верить вам.
  • Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
  • Постарайтесь отвлекать ребёнка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребёнком!
  • Поддерживайте ребёнка, но не идите на поводу. Например, если ребёнок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

 

Top