Рекомендации
Рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной
деятельности.
Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей. Повышение уровня учебной мотивации (умею ли я учиться и нравиться ли мне учиться) – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Этапы формирования мотивации на отдельных
этапах урока:
- Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов
побуждений учащихся:
актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”).
- Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные
мотивы).
- Этап завершения урока.
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя.
Приемы формирования учебной мотивации:
“Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
“Отсроченная отгадка” Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.
Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””.
Рекомендации для родителей:
- Поддерживайте интерес своего ребенка к учебной и познавательной деятельности (устраивайте совместные интеллектуальные игры, например разгадывание ребусов, кроссвордов).
- Составьте совместно с ребенком его режим дня, и следите за соблюдением.
- Проявляйте интерес не только к учебной деятельности ребенка.
- В случае неуспеха ребенка не стремитесь наказать его, решайте проблему через эффективное общение с ним.
- Старайтесь быть примером для своего ребенка (пусть ребенок видит, что в его семье читают художественную литературу, просматривают научно- популярные фильмы и т.п.).
- Учитывайте индивидуальные возможности ребенка. По возможности проконсультируйтесь с педагогом - психологом по вопросам развития ребенка в данном возрасте.