Создание и продвижение сайта

      СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

РОДИТЕЛИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Родители одаренных детей: как выстроить контакт с ребенком?


Начнем с того, что родители одаренных детей в той же мере отличаются от обычных, как и сами их необыкновенные дети Не будет преувеличением сказать, что многие родители одаренных детей нередко сами талантливы именно в качестве родителей.

Несмотря на значительные различия, отметим особенности, характерные для подавляющего большинства родителей одаренных детей

 

  1. Как правило, эти родители достаточно образованны и почти всегда имеют высшее образования. И это не случайно. Одаренность не дается никому непосредственно от природы, ее надо развивать - любую, даже особую. А малообразованные родители обычно не могут, а еще больше не хотят развивать способности своих детей. Характерный факт - по нашим подсчетам, среди родителей одаренных детей в науке работает в пять раз больше, чем среди родителей обыкновенных детей. У 80 % родителей одаренных детей дома есть превосходные личные библиотеки, и они сами много читают. Более того, значительная часть родителей /в большей степени это относится к группе особо одаренных детей/ в детстве, да и позже сами проявляли многие качества одаренности, однако у многих эта одаренность не реализовалась. У кого-то, по выражению одной из мам, одаренность «просто рассосалась», у кого-то не было возможности реализовать себя в работе - семья, здоровье, обстоятельства. Можно себе представить, с каким подлинным энтузиазмом развивают эти родители способности своих детей.
  2. Одаренность родителей, как и у их детей, принимает самые разные формы, однако повышенная любознательность характеризует практически всех. Они, как правило, много читают, интересуются всем на свете, с интересом относятся к психологии /прежде всего мамы/. Такая яркая познавательная потребность родителей, конечно, не случайна, а является одним из условий развития одаренности ребенка. Эта их особенность чрезвычайно важна для эффективной работы с ними учителей и психологов.
  3. Еще одна существенная для общения с ними характеристика. Родители одаренных детей, как и все остальные родители на свете, очень любят своих детей, но сверх того они еще, что называется, «ставят» на ребенка. Все их честолюбивые мечты, часто собственная недостаточная реализованность выливается в особом интересе именно к умственному развитию ребенка. Они постоянно заботятся о развитии ребенка, о его интересе к знаниям и к школе: тщательно анализируют качество преподавания того или иного учителя, смотрят, что задается на дом, не слишком ли легкие задания, достаточно ли они развивают.
    Строго говоря, такое повышенное, иногда даже фанатичное внимание к развитию своего ребенка - обычная вещь для родителей одаренных, а еще больше - особо одаренных детей. Без этого не было бы их одаренности. И как часто для многих из них жизнь ребенка полностью заменяет их собственную. Мать Сережи нигде не работает. Музыкант, специалист по английскому языку, привлекательная женщина - она бы без труда нашла интересную и хорошо оплачиваемую работу. Но все в жизни подчинено одному - развитию Сережи, его успехам. Она вместе с ним сочиняет стихи, решает задачи, даже книгу, которую задумал Саша, они пишут вместе. Ради ребенка жертвуется всем. Мать Мити одна воспитывает двух детей, много работает. Однако придя после тяжелого рабочего дня домой и едва поужинав, она тут же начинает заниматься с пятилетним ребенком - играет с ним в слова, считает, следит, как он читает. Даже в транспорте у них не пропадает ни одна минута - они жонглируют словами /у Мити уже сейчас незаурядные лингвистические способности/, считают ступеньки и людей на эскалаторе, тренируются в наблюдательности.
  4. Понятно, что эти родители очень пристально интересуются учением ребенка, и мимо них не проходит ни один эпизод обучения их ребенка в школе. Одна из мам, у которой два сына учатся в школе для одаренных детей, один из которых что называется, великолепная норма, а другой безусловно особо одаренный ребенок, без особых усилий придумала свою методику анализа мотивации и усилий ребенка. /хотя по специальности она врач - терапевт, а вовсе не психолог./ По десятибалльной шкале ее сын /а теперь уже оба сына/ регулярно оценивают трудность и уроков и интерес к ним. /». И если оказывается, что тот или иной учитель так ведет занятия, что ее сыну слишком легко - эта мать вполне справедливо начинает добиваться более высокой нагрузки для ее ребенка. В это включаются все - не только учитель, не оправдывающий ее ожиданий, но и все психологи, завучи и даже директор школы. Кстати сказать, психологи школы, несколько изменив этот метод, с удовольствием используют его в своей работе /методика «психологический градусник»/.

Бывают и менее благополучные варианты такого вмешательства в школьные дела: мать другого ребенка непрерывно находила в школе повод для возмущения - невкусной сосиской и недостаточно лондонским произношением учителя английского языка, расстроенным инструментом в музыкальным классе и вниманием физика к другим ученикам, а не только к ее сыну. Конфликты не прекращались ни на один день. Даже когда сын по болезни не был в школе, классный руководитель целыми вечерами по телефону выслушивал многочисленные претензии матери.

 

  1. Следующая особенность этих родителей непосредственно вытекает из предыдущей. Очень часто они прямо восхищаются ребенком, могут часами рассказывать о его необыкновенных возможностях, потрясать слушателями рассказами о чудесных успехах. Нельзя сказать, что при этом у них нет критического отношения к своему ребенку: интеллигентные родители часто считают своим долгом замечать и говорить о недостатках ребенка, и чаще всего их беспокоят трудности общения ребенка, его явный или неявный эгоизм. Более того, у части родителей есть страх будущего - не исчезнет ли одаренность, сумеет ли ребенок найти свое место в жизни. Но все же при всем внешнем, часто напускном скептицизме, они ревниво следят за тем, достаточно ли высоко окружающие оценивают их ребенка, нет ли недооценки его достоинств.

Ребенок уже с самых первых лет ощущает на себе эту неподъемную ношу- болезненно-честолюбивые ожидания родителей. И как часто именно эти ожидания становятся источником не только особых успехов ребенка, но и его неврозов, его вечной тревожности. Именно это честолюбие и является одной из основных причин /хотя, конечно, и не единственной/, почему многие одаренные дети попадают в группу риска.

  1. Очень характерная особенность для родителей особо одаренных детей: очень часто эти дети появляются у них уже в явно пожилом возрасте. Значительно выше среднего родительского возраста бывают и папы /чаще/ и мамы. Так часто бывает, что одаренный ребенок приходит на прием с родными такого возраста, что нередко осторожно спрашиваешь - это мама с папой или дедушка с бабушкой. Генетики сейчас имеют определенные объяснения тому очевидному факту, что среди родителей одаренных детей так много пожилых людей, однако здесь гораздо важнее следующее: к обычному вниманию матери или отца к своему ребенку добавляется еще и болезненно трепетное отношение к последышу. Неудивительно, что для таких родителей в ребенке вся их жизнь.
  2. Почти у всех родителей одаренных детей, как правило, существует очень тесная связь с ребенком, которая сохраняется надолго, иногда на всю жизнь. Отношения иногда бывают весьма противоречивы, но тесная зависимость от матери наблюдается почти всегда. Мать одного нашего особо одаренного ученика устроилась работать в школе, чтобы ребенок был, что называется при ней. Мальчик раздражается, когда мать ходит за ним по пятам по школе, но на каждой перемене прибегает к ней- просто так, потому что привык, что она все время рядом. Такая нерасторжимая, симбиотическая связь, как правило, носит противоречивый характер и представляет серьезную психологическую проблему: мама с сыном не могут жить друг без друга и при этом непрерывно раздражаются друг на друга.
  3. Неудивительно, что заметно чаще, чем родители обычных детей, эти родители одаренных детей, особенно так называемых вундеркиндов, входят, что называется, в группу риска. Часто они страдают явными и неявными неврозами и психопатиями.

Мама Саши устраивала форменные истерики, когда учителя Саши, по ее мнению, были к нему недостаточно внимательны. Она нередко ложилась в постель, изображая серьезное заболевание, чтобы получить от сына нужную ей порцию сыновней любви. Ей постоянно был нужен высокий градус, особый накал сыновней любви. Велик и риск непрогнозируемого, странного поведения, оборачивающегося трудностями адаптации, и даже разрушением здоровья для ребенка. Так, другая мать, будучи сама отчетливой «совой», любила вместе с восьмилетним сыном заниматься по ночам: они сочиняли, читали, решали задачи /все делали вместе / исключительно по ночам. Мальчик приходил в школу, естественно, невыспавшийся. На все наши призывы начать более обычную, дневную жизнь приходилось выслушивать лекцию о различиях между людьми в биоритмах.

  1. Довольно часто родители одаренных детей весьма нестандартно приучают своих детей к жизни. Чаще всего они формируют беспомощность в ребенке /так называемая «выученная беспомощность»/-и те до 10-13 лет не могут себе согреть чаю или завязать шнурки. Хотя на словах такие родители сетуют на беспомощность ребенка, на самом деле она им нравится, так как еще больше привязывает его к родителям. Правда, изредка встречается и другая крайность, когда ребенок уже в 7 -8 лет становится абсолютно самостоятельным: ездит через весь город на занятия, воспитывает младшую сестренку или готовит обед на всю семью.

 

Все родители одаренных детей, как правило, яркие индивидуальности, однако при определенном упрощении можно все же выделить несколько основных типов таких родителей:

Вечная нянька

Такой родитель не просто нянька, а, если хотите, даже наседка /в этом качестве может выступать и отец/. В этом случае забота проявляется как гиперопека. Мама приучила своего ребенка к такой постоянной и мелочной заботе, что десятилетний сын без нее не может завязать шнурки или сделать себе бутерброд.. Она проверяет, что ест ее ребенок и какова была котлетка, которую ему дали на обед. Ребенок реагирует на такую сверхопеку по-разному: некоторые стесняются такого внимания, раздражаются, просят родителей не дожидаться их прямо в школе после уроков. Чаще же такая непрерывная забота становится необходимой и самому ребенку и превращается в так называемую симбиотическую связь, когда ребенок и родитель становятся придатком друг друга.

Мама одного из наших одаренных детей буквально жила в школе: она ходила в столовую проверять, как поел ее сын, на всех переменах ребенок несся к ней, чтобы, многократно поцеловав, сообщить о всех деталях урока. Если же учитель, по мнению ребенка и матери, недостаточно внимательно отнесся к ребенку /не спросил, когда ребенку хотелось отвечать/, тут же оба шли к завучу разбираться. И горе этому завучу, если он пытался хоть как-то защитить учителя, доказывая, что у него в классе есть еще ученики. Мать вникала во все тонкости домашних заданий /хотя это был уже 7-8 класс/ и имела свое мнение по поводу того, какую отметку следует поставить ее ребенку.

Строгий воспитатель /ментор

В этом случае главным является постоянное требование развития и успешности деятельности.. Очень большое значение эти родители придают дисциплине.

Мама Кости следит не только за выполнением заданий, но и за тем, насколько корректно пользуется сын словарями, насколько глубоко пишет сочинения. Когда она недовольна качеством выполненной работы, то презрительно называет сына «кое-какером». Было время, когда она сама придумывала задачи для развития интеллекта своего ребенка. Сын не склонен к организованности, и мать разработала целый план, как приучить его к порядку. Кстати, многое ей действительно удается и постепенно ей удалось воспитать в сыне организованность и методичность в работе. Не стоит и удивляться, что мать этого ребенка вела ежедневный дневник, который в некотором отношении является планом воспитательной и учебной работы с ребенком. Сейчас сын уже кандидат наук, но мама вместе с ним продумывает структуру его книг/к 27 годам у ее сына 6 книг/, не вполне разбираясь в содержании работы, она готовит вместе с ним справочный аппарат, строго пеняет сыну, заметив хотя бы малейшую небрежность в подготовке материала. Хотя по виду «наседки» и «менторы», казалось бы, сильно отличаются от друг от друга, однако и те, и другие нередко культивируют беспомощность в своем ребенке. Сейчас Костя вырос, но без согласования с мамой не может сделать ни шагу.

Единственный друг

довольно частый вариант, когда родитель делает все занятия - вместе с ребенком, но не как строгий, взыскательный ментор, а как любящий, иногда даже подчиняющийся более умному партнеру, товарищ. Они вместе читают, сочиняют, даже решают задачи, и сразу не поймешь, кто у них за старшего. В целом это очень неплохой вариант для развития одаренности ребенка. Плохо лишь то, что дети, воспитанные таким образом, часто плохо воспитаны, живут и общаются так, как им нравится.

Безалаберный товарищ

Это типичный вариант недостаточного внимания - гипоопеки, когда у родителей есть своя жизнь, а у ребенка своя. Это крайне редкий вариант в семьях одаренных детей, но, к нашему удивлению, мы встречались с ним уже дважды. Семилетний ребенок через всю Москву едет на занятия в школу. На недоуменные вопросы учителей мать ребенка находит причины, по которым она никак не может изменить ситуацию. Ребенок питается тем, что найдет в холодильнике, сам, как может, следит за своей одеждой. Мать со своим другом может пойти на ночную дискотеку - потанцевать - и ребенок не спит ночь, дожидаясь и волнуясь за мать. Есть, наверное, свои положительные стороны и в таком воспитании, но все же дети - это не трава в поле.

Суровый надсмотрщик

Иногда встречаются случаи, когда родители очень требовательно и даже сурово относятся к ребенку. В таком суровом воспитании есть очевидные плюсы - эти дети куда чаще бывают организованными и трудолюбивыми. Им несколько легче, чем при гиперопеке, впоследствии реализовать себя. Однако часто при этом нарушается эмоциональный контакт. Мать время от времени устраивает экзамен своему одаренному ребенку и при недостаточности усилий может даже действовать вполне физическими методами - ремнем наказать ребенка. После этого девочка с синяками приходит в школу. Слава богу, что это бывает достаточно редко. Хотя указанный вариант родительского отношения с его одаренным ребенком сравнительно редок, тем не менее он тоже существует. Следует отметить, что временами у одного и того же родителя роли меняются: строгий воспитатель - ментор временами становится близким другом, безалаберный товарищ - суровым надсмотрщиком, а кудахчущая над своим ребенком «наседка» - требовательным воспитателем.

Top