ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК РАДОСТИ И ПЕЧАЛИ!
Что же вкладывается в понятие одаренность? Это высокий уровень развития каких-либо способностей̆, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей - Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями. Иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной̆ деятельности - способностей̆ не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий будет что угодно - пятерки, похвалы, даже, если хотите, знания, не будет только главного - способностей.
Одаренного ребенка нельзя не заметить: он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Одаренность многогранна и, в основном, определяется тремя взаимосвязанными параметрами:
- опережающим развитием сознания;
- психическим развитием;
- физическими данными.
Тайны одаренности!
Почему одни ученые говорят, что каждый ребенок одарен от природы, а другие отрицают это, утверждая, что одаренности без специального воспитания не бывает?
Тайна первая. На сегодня можно твердо сказать, что каждый обычный ребенок при рождении имеет огромный начальный объем задатков и способностей – потенциал, которого хватит на воспитание гения даже в нескольких областях.
Тайна вторая. Однако, из-за того, что родители не знают, как раскрыть и сохранить этот потенциал, таланты теряются. Вследствие недостаточной информированности родителей потери происходят на всех стадиях, связанных с развитием: беременность, младенчество, ранний возраст, дошкольный период и в школе.
Тайна третья. Так называемый обычный уход за ребенком приводит к тому, что уже на четвертом месяце жизни число клеток головного мозга сокращается примерно на 30 процентов! Кто может сказать, какие таланты и способности окажутся потерянными в это время?
Тайна четвертая. Установлено, что родителям, желающим сохранить одаренность ребенка, необходимо, по меньшей мере, владеть методами развивающего ухода за ребенком в период раннего (от 1 до 3 лет) и сверхраннего развития (от 0 до 1 года).
Тайна пятая. Одаренность зависит от методов развития, обучения и воспитания. Главенствующая роль методов обучения и воспитания особенно проявляется в школах. Существуют две категории школ и методов обучения: «традиционные» и научные.
Так, у тех педагогов, которые применяют научные «методы интеллектуального развития» ученики учатся с радостью, развивают и сохраняют свою одаренность, едва ли не целыми классами, становятся отличниками и поступают в вузы.
Тайна шестая. Но главное действующее лицо, которое должно быть в курсе этих методов, это – родитель. Если он знает рекомендации и методы, как сохранить одаренность и как воспитать таланты ребенка, то никакие другие тайны ему не страшны.
Проблемы одаренных детей
- Неприязнь к школе (учебная программа чаще не интересна для одаренного ребенка).
- Игровые интересы (нравятся более сложные игры, и неинтересны игры сверстников).
- Погружение в философские проблемы (интересуют такие явления, как смерть, религиозные верования, смысл бытия).
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (играют с детьми старшего возраста, поэтому им трудно становиться лидерами в физическом плане).
- Стремление к совершенству (постоянная неудовлетворенность собой).
- Нереалистические цели (часто ставят перед собой завышенные цели).
- Потребность во внимании взрослых (в силу природной любознательности монополизируют внимание взрослых в ущерб другим детям).
- Нетерпимость (недостаточная терпимость к детям, стоящим ниже в интеллектуальном и эмоциональном развитии).
Десять признаков одаренности вашего ребенка
1.Хранит информацию. Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить ее позже.
2.Обширный круг интересов. Одаренные дети демонстрируют интерес к разным вещам.
3.Рано начинает читать и писать. Если ваш ребенок одарен, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.
4.Музыкально или художественно одарен. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одаренными.
5.У ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одаренные дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одаренные.
6.Имеет хорошую память. Некоторые одаренные дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте.
7.Имеет "продвинутый" словарный запас. Если ребенок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одаренности, но если ваш малыш использует "продвинутые" словарь и предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете.
8.Уделяет внимание деталям. У одаренного ребенка есть пристрастие к деталям. Ребенок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребенок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с ее привычного места.
9.Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одаренные же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе.
10.Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях.
Советы родителям
1.Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
2.Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
3.Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.
4.Избегайте сравнивать детей друг с другом.
5.Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
6.Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
7.Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
8.Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
9.Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
10.Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
11.Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
12.Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
13.Будьте честными! Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
14.Адекватно оценивайте уровень развития ребенка!
15.Избегайте длинных объяснений или бесед!
16.Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке! Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
17.Уважайте в ребенке индивидуальность! Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.