ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Организация обучения детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях
У ребенка с нарушением слуха сопутствующим является нарушение познавательных функций: внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У него наблюдаются трудности с ориентацией в пространстве и координацией движений. Такой ребенок запоминает тексты дословно, употребляет в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, его словарный запас беден. Однако при этом ребенок с нарушениями слуха хорошо воспринимает устную речь зрительно (чтение с губ).
Родители ученика с нарушениями слуха при необходимости должны приобрести слуховые аппараты и регулярно проверять их рабочее состояние.
Учителю, обучающему ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательном классе, рекомендуется:
- посадить ребенка за первую парту;
- не поворачиваться спиной к ученику;
- четко задавать вопросы, обращаясь к ребенку;
- разрешать ребенку оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
- широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.
Ребенок с нарушением зрения испытывает трудности в учебе, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для этого ребенка характерным является низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения, невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов.
Родители ученика с нарушениями зрения при необходимости должны приобрести очки и регулярно проходить с ребенком лечебно-восстановительные процедуры.
Специфика обучения слабовидящего ребенка проявляется в следующем:
- применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление учебных кабинетов;
- учет допустимой продолжительности непрерывной зрительной нагрузки;
- проведение физкультурных пауз (противопоказано: упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела).
- Ребенок с нарушением речи – это ребенок, имеющий отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
- Родителям необходимо прислушиваться и следовать советам логопедов и учителей, выполнять домашние задания по рекомендации. Родители могут сами развивать речь ребенка:
- - больше читать, беседовать с ребенком, слушать аудиозаписи детских стихов, рассказов, сказок, посещать театры, музеи и т.д.;
- - внимательно вслушиваться в речь ребенка и поправлять неправильно произносимые слова, неправильно построенные предложения.
- Учителю необходимо проводить профилактику возникновения нарушений письменной речи.
Ребенок с задержкой психического развития – это преимущественно ребенок с нормой интеллекта, у которого чаще всего отсутствует мотивация к учебе, имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что ему трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причиной неуспеваемости в школе.
Родители по необходимости организуют посещение ребенком занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом.
Учителю, необходимо:
- следить за успеваемостью обучающегося: после каждой части учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
- посадить ребенка за первую парту, т.к. контакт глаз усиливает внимание;
- обучать структурированию учебных действий;
- развивать положительную самооценку.
Для обеспечения успешной адаптации в первую очередь необходимо учитывать характер имеющихся у ребенка нарушений. Родителям нужно организовать сопровождение ребенку как медицинскими специалистами, так и педагогами (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог). Для повышения эффективности оказываемой помощи, необходима комплексность, поэтому очень важно осуществление взаимного подхода родителями и учителем, сопровождающим педагогом, доктором с учетом особенностей развития ребенка.