Создание и продвижение сайта

      СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОВЕДЕНИЕ

 

Опасные слова

или

родительские директивы 

                                         

Мало кто задумывается над тем, какие изменения психики ребенка способны вызвать некоторые родительские фразы: «Горе ты мое!», «Глаза бы мои тебя не видели!», За что мне такое наказание!», «Пора бы уже стать самостоятельным, что ты ведешь себя как маленький!», «Неумеха!», «Лентяй!»

Продолжать можно еще долго, перечень обвиняющих фраз очень велик.

Человек рано или поздно привыкает ко всему, и с возрастом принимать всерьез что-то сказанное в приступе родительского гнева. Пусть со временем все нотацию потихоньку забываются, но для детского подсознания ни одна не проходит бесследно.

Первооткрывателями этого прискорбного явления являются американские психологи Роберт и Мери Гоулдинг, которые назвали скрытые негативные послания «родительскими директивами». На самом деле таких директов много, но существует 12 основных типов.

Первая, и самая жесткая директива

«Не Живи»

« Как много проблем ты нам принес, появившись на свет», «Когда ты родился, нам пришлось очень трудно»,  « Никто нам не помогал с твоим воспитанием»,  «мы работали, а тебя надо было кормить и водить в детский сад», «Если бы не твое рождение, мама смогла бы стать хорошей актрисой», «Чтоб тебя разорвало, поганец»,  «Чтоб ты провалился»,  «Мне не нужен такой не послушный ребенок!»

Что «слышит» ребенок, когда ему говорят: «Уйди с глаз с моих, одни проблемы с тобой» . Дети все воспринимают буквально, и он бессознательно решает: «Мама не хочет меня видеть. Лучше бы я умер, это избавит от всех проблем». Как можно умереть , ребенок еще не знает , но мамино приказание нужно выполнять ( ведь мама большая, и знает, как правильно?). Поэтому для него выходом из сложной ситуации могут стать частые травмы, которые с ним происходят «случайно». Вот откуда берутся постоянно рваные штаны и разбитые детские коленки, а так же ссадины и царапины. Что уж говорить о вывихах и переломах? Так как звучит этот приказ для ребенка в течение всей жизни, то, повзрослев, он будет находить и другие способы бессознательного саморазрушения (алкогольная и наркотическая зависимость ).

Хроническая вина «Я мешаю маме, я ей что-то должен» приводит к тому, что ребенок не может нормально приспособиться к жизни. Ощущение своей «нехорошести», стремление доказывать себе, что я «есть», я что-то значу» толкают ребенка на хулиганское поведение вне дома. Хотя дома такие запутавшиеся дети обычно ведут себя тише воды, ниже травы.

Возможен другой вариант следования директиве «не живи».

Ребенок так терзается своей непонятной виной  перед родителями, что не может сделать ни одного шага в сторону без их руководящих указаний. Став взрослым он так и не может реализовать свои способности в разных сферах жизни. Потому что привык думать в детстве «Без мамы я – ничего» он совершенно беспомощен и не способен справиться с трудностями сам, так как мама с ее наставлениями дышит ему в затылок.

Вторая директива

«Не будь ребенком»

«Что ты ведешь себя, как маленький», «Ты уже большая, чтобы так поступать», «Ты – моя единственная опора».

Человек, получивший от родителей этот приказ, в детстве все время пытается «подрасти». А, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои «детские» желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми. Своими или чужими, неважно. Разделять их интересы и жить одной с ними жизнью такой человек не умеет. Ему проще вовлекать ребенка в свою взрослую жизнь, передавая тому директиву «не будь ребенком».

Третья директива

«Не расти»

Детство – самая счастливая пора жизни, не торопись взрослеть», «Играй, пока маленький, вот подрастешь», «Мама тебя никогда не бросит».

 «Ребенок решает, что родители не будут его любить, если он подрастет. «Ладно, я останусь маленьким и беспомощным, если этого так хочет мама». Это решение  часто появляется потом в голосе, манерах поведения, движениях. Такой человек действительно кажется совсем маленьким. Он не умеет поддерживать отношения с теми, кто ему нравится («мама этого не одобрит»). Боится заниматься любимым делом, завести собственную семью. Словом, ребенок, получивший директиву «не расти», так никогда и не вырастет, отдавая свою взрослую жизнь родителям.

Четвертая директива

«Не думай»

«Не умничай», «Не рассуждай, а делай», «Зачем тебе забивать себе голову всякой ерундой?» Подумай лучше о том, что я тебе говорю», «Много думать вредно».

Те, кто получил такую директиву, часто испытывают мучительное чувство «пустоты в голове», когда им надо решить какую-то проблему, их преследуют головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным, испытывают недоверие к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие у них чувство недоумения: «Как я мог такое совершить»?

Пятая директива

«Не чувствуй»

«Не дрожи от холода, ты же мужчина», «Не сахарный - не растаешь», «Большие мальчики не плачут», «Как ты можешь бояться собаку, она не кусается», «Потерпи, не показывай свою боль».

Ребенок думает, что показывать эмоции - это плохо, чувствовать – нельзя. И перестает чувствовать. В силу своей низкой чувствительности такие люди нередко могут оказаться жертвами несчастного случая, склонны запускать болезни.

Взрослые, несущие в себе директиву запрета физических ощущений, часто страдают психосоматическими заболеваниями.

Шестая директива

«Не достигай успеха»

«Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончила институт», «Не делай этого, у тебя ничего не получится, и тебе будет плохо».

Ребенок под влиянием этой директивы обычно хорошо учится в школе и старательно выполняет все задания, однако в критический момент экзаменов почему-то заболевает или не может решить задачу.

Став взрослым, такой человек с отчаянием замечает, что его как бы преследует злой рок. Все, во что он вкладывает силы, неожиданно «лопается» по не зависящим от него обстоятельствам. Он никак не может завершить начатое.

Седьмая директива

«Не будь лидером»

«Не высовывайся», «Будь как все», «Не лезь».

Выросшие дети, получив эту директиву пожизненно ходят в подчиненных как на работе, так и дома. И даже если они достигают какого-то положения в обществе, то все равно не в состоянии взять на себя ответственность в той или иной ситуации.

Восьмая директива

«Не принадлежи»

«Ты у меня такой застенчивый, такой трудный», «Ты не такой, как все».

Смысл этой директивы можно расшифровать таким образом: «Не принадлежи никому, кроме меня, ведь ты-исключительный». Человек, подчиняющийся этому приказу, чувствует себя чужим среди людей, и поэтому другие часто несправедливо считают его нелюдимым и замкнутым. Чувство «отдельно от всех» всегда будет тянуть этого человека в родительскую семью, так как среди прочих людей ему «холодно и одиноко».

Девятая директива

«Не доверяй»

«Никому не доверяй, все люди обманщики», «Верь только мне (родителю)».

Получив эту директиву, ребенок делает вывод, что весь мир опасен, и никому нельзя доверять.

Принося подобные решения во взрослую жизнь, такую жизнь, такой человек может постоянно подозревать окружающих его  людей  предательстве. У него будут трудности в эмоциональных  отношениях. Нередка для него и роль «Жертвы», которую противоположный пол постоянно обманывает и бросает.

Подозрительность мешает этим людям не только в личной жизни, ни и в налаживании деловых контактов. Пытаясь хоть как-то компенсировать свое недоверие к миру, такой человек будет пытаться все контролировать.

Десятая директива

«Не делай»

«Не делай сам, это опасно. Подожди меня», «Подожди, не делай этого. Обдумай хорошенько, а вдруг…».

Ребенок начинает бояться принимать какие–либо решения самостоятельно.

Не зная, что безопасно, а что делать никак нельзя, он испытывает трудности в начале каждого нового дела.

Одиннадцатая директива

«Не будь самим собой»

«Будь похожим на...», «Почему твой друг может, а ты нет?», «Стремись к идеалу».

Ребенок станет постоянно в себе сомневаться, и завидовать другим людям. Более удачливым, более сильным, хватким . Так сказать, идеальным людям.

Результат понятен - комплексы неполноценности, постоянное неудовлетворение собой. Он  все время хочет быть похожим на кого-то другого, слишком критичен к себе. Живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта.

Двенадцатая директива

«Не чувствуй себя хорошо»

«Надо же, ты такой слабенький, а смог выпить стакан воды», «Удивительно, что при такой температуре этот ребенок еще ухитряется делать уроки».

Ребенок, получивший эту директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию , что плохое самочувствие повысит ценность любого его поступка. Так зарабатывается комплекс больного. Эти люди не симулируют болезнь, они просто используют свое здоровье для получения психологической выгоды. «Болезнь - это хорошо, так как как позволяет чувствовать себя хорошим», - подсознательно считают они.

Избежать директив, будучи родителем , невозможно. Все равно что-то да промелькнет.

Просто постарайтесь быть не столь категоричными в своих требованиях к ребенку. Дайте ему понять что вы оба не роботы, и можете чувствовать, делать и ошибаться. 

Успехов вам и счастья вашим детям!

Что нужно для психологической подготовки детей к школе

Что нужно для психологической подготовки детей к школе?

 

Школа – это новая жизнь для ребёнка, совершенно новый, неизведанный этап. В школе его ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Родители должны чётко понимать, в чём заключается психологическая подготовка к школе, когда она начинается и какова их роль в этом процессе.

Со скольких лет начинать

Когда должна начинаться психологическая подготовка ребёнка-дошкольника? Большинство родителей уверены, что за год  до школы. Некоторые с сомнением ответят, что чуть пораньше — за 1,5-2 года. И наверняка все удивятся, когда услышат мнение детского психолога — с пелёнок.

Но это вовсе не значит, что все первые 6 лет жизнь дошкольника должны состоять исключительно из развивающих занятий. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок — иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.

Рекомендация родителям. Каждый год жизни дошкольника ознаменован развитием какой-либо психической акцентуации. Изучите их. В год, например, надо начинать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнять словарный запас. В 3 — знакомить с окружающим миром. В 4 — заняться его социальной адаптацией. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 это всё надо привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.

 

Составляющие элементы

Специалисты выделяют 4 вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная

Готовность к общению и взаимодействию. В первую очередь — со взрослыми:

  • понимать авторитет учителя, уважать его, беспрекословно слушаться;
  • не бояться;
  • принимать его как человека;
  • чувствовать и соблюдать дистанцию;
  • выполнять то, что он говорит.

Как сформировать данную готовность: расширять круг общения с незнакомыми взрослыми, прививать элементарные навыки уважения к тем, кто старше. Приглашать домой друзей, включать его в контактирование с врачом в поликлинике, с продавцом в магазине, с другими родителями на детской площадке.

Во-вторых, готовность к общению и взаимодействию со сверстниками:

  • уметь работать в группе;
  • быть доброжелательным, неконфликтным;
  • знать о взаимовыручке;
  • иметь понятие о дружбе.

Как сформировать данную готовность: не лишать детского сада, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать маленьких друзей в гости домой, обучать ролевым играм, выводить на массовые мероприятия.

У ребёнка, посещавшего детский сад, личностно-социальная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома.

Эмоционально-волевая

Готовность к выполнению учебных задач. Трудности могут испытать и те, кто активно занимались до школы с частными преподавателями и ходили в развивающие центры; и те, кого не нагружали дополнительными занятиями. Первых ждёт глубокое разочарование, так как им будет неинтересно на уроках. Вторым процесс обучения будет даваться с трудом: задания не понимаются, а высидеть 40 минут урока — и вовсе каторга.

 

 

                                                                                       

Как организовать подготовку:

  • приучать к соблюдению режима дня;
  • прививать навык усидчивости;
  • не нагружать чрезмерными занятиями;
  • отдать в «Школу будущего первоклассника»;
  • не забывать, что ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте — игровая.

К моменту поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к смене деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такое чередование подготовит их к смене уроков и перемен.

Интеллектуальная

Готовность к интеллектуальному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Он вовсе не означает умение читать и писать, говорить на английском и знать наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Речь об умении логически размышлять — к этому времени должна быть сформирована база аналитического склада ума.

Какой может быть подготовка:

  • научить решать простейшие логические детские задачки;
  • разгадывать вместе загадки, шарады, детские кроссворды;
  • чаще задавать вопрос «почему?»;
  • играть вместе в настольные развивающие игры;
  • покупать лего, конструкторы, паззлы;
  • не прекращать развитие мелкой моторики рук (лепить, вырисовывать детали, делать поделки, ходить на занятия пескотерапии).

Проверочные тесты на IQ для шестилеток выявляют как раз интеллектуально-психологическую подготовку к школе.

Мотивационная

Один из самых важных психологических моментов подготовки к обучению. Предполагает сформированность положительного отношения к:

  • школьному процессу;
  • учителю;
  • другим детям;
  • урокам и домашним заданиям;
  • самому себе.

Как организовать подготовку: говорить об учителях только хорошее, заинтересовать процессом обучения, работать над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, желательно походить к психологу.

Если на момент поступления в 1 класс у ребёнка сформированы все 4 психологические готовности, проблем с адаптацией не возникнет.

Советы родителям

Психологи дают ценные советы родителям дошкольников, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, чтобы они впоследствии были успешны в обучении:

  1. Играйте с ребёнком «в школу», рассказывайте о ней, пусть он общается с теми, кто уже туда ходит.
  2. Обязательно запишите его в «Школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и режимом дня.
  3. Научите преодолевать трудности, доделывать задания до конца, не бросать начатое на полпути.
  4. Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Отдавайте предпочтение рассказам про школьную жизнь.
  5. Предоставьте его больше свободы и самостоятельности, чтобы он чувствовал себя уверенно и без вас.
  6. Развивающих настольных игр и логических детских загадок достаточно для интеллектуально-психологической подготовки. Не переборщите с занятиями — это может отбить мотивацию.
  7. Дозировано развивайте когнитивную сферу: память, мышление, воображение, внимание.

Самая главная рекомендация родителям дошкольников: психологическая подготовка — это путь длиной от рождения до того момента, как он впервые сядет за парту. Поэтому начинать её следует как можно раньше. Но при этом помнить, что перегружать развивающими занятиями и персональными педагогами не стоит.

Упражнения

Домашняя подгото

Подробнее: Что нужно для психологической подготовки детей к школе

РОДИТЕЛИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Родители одаренных детей: как выстроить контакт с ребенком?


Начнем с того, что родители одаренных детей в той же мере отличаются от обычных, как и сами их необыкновенные дети Не будет преувеличением сказать, что многие родители одаренных детей нередко сами талантливы именно в качестве родителей.

Несмотря на значительные различия, отметим особенности, характерные для подавляющего большинства родителей одаренных детей

 

  1. Как правило, эти родители достаточно образованны и почти всегда имеют высшее образования. И это не случайно. Одаренность не дается никому непосредственно от природы, ее надо развивать - любую, даже особую. А малообразованные родители обычно не могут, а еще больше не хотят развивать способности своих детей. Характерный факт - по нашим подсчетам, среди родителей одаренных детей в науке работает в пять раз больше, чем среди родителей обыкновенных детей. У 80 % родителей одаренных детей дома есть превосходные личные библиотеки, и они сами много читают. Более того, значительная часть родителей /в большей степени это относится к группе особо одаренных детей/ в детстве, да и позже сами проявляли многие качества одаренности, однако у многих эта одаренность не реализовалась. У кого-то, по выражению одной из мам, одаренность «просто рассосалась», у кого-то не было возможности реализовать себя в работе - семья, здоровье, обстоятельства. Можно себе представить, с каким подлинным энтузиазмом развивают эти родители способности своих детей.
  2. Одаренность родителей, как и у их детей, принимает самые разные формы, однако повышенная любознательность характеризует практически всех. Они, как правило, много читают, интересуются всем на свете, с интересом относятся к психологии /прежде всего мамы/. Такая яркая познавательная потребность родителей, конечно, не случайна, а является одним из условий развития одаренности ребенка. Эта их особенность чрезвычайно важна для эффективной работы с ними учителей и психологов.
  3. Еще одна существенная для общения с ними характеристика. Родители одаренных детей, как и все остальные родители на свете, очень любят своих детей, но сверх того они еще, что называется, «ставят» на ребенка. Все их честолюбивые мечты, часто собственная недостаточная реализованность выливается в особом интересе именно к умственному развитию ребенка. Они постоянно заботятся о развитии ребенка, о его интересе к знаниям и к школе: тщательно анализируют качество преподавания того или иного учителя, смотрят, что задается на дом, не слишком ли легкие задания, достаточно ли они развивают.
    Строго говоря, такое повышенное, иногда даже фанатичное внимание к развитию своего ребенка - обычная вещь для родителей одаренных, а еще больше - особо одаренных детей. Без этого не было бы их одаренности. И как часто для многих из них жизнь ребенка полностью заменяет их собственную. Мать Сережи нигде не работает. Музыкант, специалист по английскому языку, привлекательная женщина - она бы без труда нашла интересную и хорошо оплачиваемую работу. Но все в жизни подчинено одному - развитию Сережи, его успехам. Она вместе с ним сочиняет стихи, решает задачи, даже книгу, которую задумал Саша, они пишут вместе. Ради ребенка жертвуется всем. Мать Мити одна воспитывает двух детей, много работает. Однако придя после тяжелого рабочего дня домой и едва поужинав, она тут же начинает заниматься с пятилетним ребенком - играет с ним в слова, считает, следит, как он читает. Даже в транспорте у них не пропадает ни одна минута - они жонглируют словами /у Мити уже сейчас незаурядные лингвистические способности/, считают ступеньки и людей на эскалаторе, тренируются в наблюдательности.
  4. Понятно, что эти родители очень пристально интересуются учением ребенка, и мимо них не проходит ни один эпизод обучения их ребенка в школе. Одна из мам, у которой два сына учатся в школе для одаренных детей, один из которых что называется, великолепная норма, а другой безусловно особо одаренный ребенок, без особых усилий придумала свою методику анализа мотивации и усилий ребенка. /хотя по специальности она врач - терапевт, а вовсе не психолог./ По десятибалльной шкале ее сын /а теперь уже оба сына/ регулярно оценивают трудность и уроков и интерес к ним. /». И если оказывается, что тот или иной учитель так ведет занятия, что ее сыну слишком легко - эта мать вполне справедливо начинает добиваться более высокой нагрузки для ее ребенка. В это включаются все - не только учитель, не оправдывающий ее ожиданий, но и все психологи, завучи и даже директор школы. Кстати сказать, психологи школы, несколько изменив этот метод, с удовольствием используют его в своей работе /методика «психологический градусник»/.

Бывают и менее благополучные варианты такого вмешательства в школьные дела: мать другого ребенка непрерывно находила в школе повод для возмущения - невкусной сосиской и недостаточно лондонским произношением учителя английского языка, расстроенным инструментом в музыкальным классе и вниманием физика к другим ученикам, а не только к ее сыну. Конфликты не прекращались ни на один день. Даже когда сын по болезни не был в школе, классный руководитель целыми вечерами по телефону выслушивал многочисленные претензии матери.

 

  1. Следующая особенность этих родителей непосредственно вытекает из предыдущей. Очень часто они прямо восхищаются ребенком, могут часами рассказывать о его необыкновенных возможностях, потрясать слушателями рассказами о чудесных успехах. Нельзя сказать, что при этом у них нет критического отношения к своему ребенку: интеллигентные родители часто считают своим долгом замечать и говорить о недостатках ребенка, и чаще всего их беспокоят трудности общения ребенка, его явный или неявный эгоизм. Более того, у части родителей есть страх будущего - не исчезнет ли одаренность, сумеет ли ребенок найти свое место в жизни. Но все же при всем внешнем, часто напускном скептицизме, они ревниво следят за тем, достаточно ли высоко окружающие оценивают их ребенка, нет ли недооценки его достоинств.

Ребенок уже с самых первых лет ощущает на себе эту неподъемную ношу- болезненно-честолюбивые ожидания родителей. И как часто именно эти ожидания становятся источником не только особых успехов ребенка, но и его неврозов, его вечной тревожности. Именно это честолюбие и является одной из основных причин /хотя, конечно, и не единственной/, почему многие одаренные дети попадают в группу риска.

  1. Очень характерная особенность для родителей особо одаренных детей: очень часто эти дети появляются у них уже в явно пожилом возрасте. Значительно выше среднего родительского возраста бывают и папы /чаще/ и мамы. Так часто бывает, что одаренный ребенок приходит на прием с родными такого возраста, что нередко осторожно спрашиваешь - это мама с папой или дедушка с бабушкой. Генетики сейчас имеют определенные объяснения тому очевидному факту, что среди родителей одаренных детей так много пожилых людей, однако здесь гораздо важнее следующее: к обычному вниманию матери или отца к своему ребенку добавляется еще и болезненно трепетное отношение к последышу. Неудивительно, что для таких родителей в ребенке вся их жизнь.
  2. Почти у всех родителей одаренных детей, как правило, существует очень тесная связь с ребенком, которая сохраняется надолго, иногда на всю жизнь. Отношения иногда бывают весьма противоречивы, но тесная зависимость от матери наблюдается почти всегда. Мать одного нашего особо одаренного ученика устроилась работать в школе, чтобы ребенок был, что называется при ней. Мальчик раздражается, когда мать ходит за ним по пятам по школе, но на каждой перемене прибегает к ней- просто так, потому что привык, что она все время рядом. Такая нерасторжимая, симбиотическая связь, как правило, носит противоречивый характер и представляет серьезную психологическую проблему: мама с сыном не могут жить друг без друга и при этом непрерывно раздражаются друг на друга.
  3. Неудивительно, что заметно чаще, чем родители обычных детей, эти родители одаренных детей, особенно так называемых вундеркиндов, входят, что называется, в группу риска. Часто они страдают явными и неявными неврозами и психопатиями.

Мама Саши устраивала форменные истерики, когда учителя Саши, по ее мнению, были к нему недостаточно внимательны. Она нередко ложилась в постель, изображая серьезное заболевание, чтобы получить от сына нужную ей порцию сыновней любви. Ей постоянно был нужен высокий градус, особый накал сыновней любви. Велик и риск непрогнозируемого, странного поведения, оборачивающегося трудностями адаптации, и даже разрушением здоровья для ребенка. Так, другая мать, будучи сама отчетливой «совой», любила вместе с восьмилетним сыном заниматься по ночам: они сочиняли, читали, решали задачи /все делали вместе / исключительно по ночам. Мальчик приходил в школу, естественно, невыспавшийся. На все наши призывы начать более обычную, дневную жизнь приходилось выслушивать лекцию о различиях между людьми в биоритмах.

  1. Довольно часто родители одаренных детей весьма нестандартно приучают своих детей к жизни. Чаще всего они формируют беспомощность в ребенке /так называемая «выученная беспомощность»/-и те до 10-13 лет не могут себе согреть чаю или завязать шнурки. Хотя на словах такие родители сетуют на беспомощность ребенка, на самом деле она им нравится, так как еще больше привязывает его к родителям. Правда, изредка встречается и другая крайность, когда ребенок уже в 7 -8 лет становится абсолютно самостоятельным: ездит через весь город на занятия, воспитывает младшую сестренку или готовит обед на всю семью.

 

Все родители одаренных детей, как правило, яркие индивидуальности, однако при определенном упрощении можно все же выделить несколько основных типов таких родителей:

Вечная нянька

Такой родитель не просто нянька, а, если хотите, даже наседка /в этом качестве может выступать и отец/. В этом случае забота проявляется как гиперопека. Мама приучила своего ребенка к такой постоянной и мелочной заботе, что десятилетний сын без нее не может завязать шнурки или сделать себе бутерброд.. Она проверяет, что ест ее ребенок и какова была котлетка, которую ему дали на обед. Ребенок реагирует на такую сверхопеку по-разному: некоторые стесняются такого внимания, раздражаются, просят родителей не дожидаться их прямо в школе после уроков. Чаще же такая непрерывная забота становится необходимой и самому ребенку и превращается в так называемую симбиотическую связь, когда ребенок и родитель становятся придатком друг друга.

Мама одного из наших одаренных детей буквально жила в школе: она ходила в столовую проверять, как поел ее сын, на всех переменах ребенок несся к ней, чтобы, многократно поцеловав, сообщить о всех деталях урока. Если же учитель, по мнению ребенка и матери, недостаточно внимательно отнесся к ребенку /не спросил, когда ребенку хотелось отвечать/, тут же оба шли к завучу разбираться. И горе этому завучу, если он пытался хоть как-то защитить учителя, доказывая, что у него в классе есть еще ученики. Мать вникала во все тонкости домашних заданий /хотя это был уже 7-8 класс/ и имела свое мнение по поводу того, какую отметку следует поставить ее ребенку.

Строгий воспитатель /ментор

В этом случае главным является постоянное требование развития и успешности деятельности.. Очень большое значение эти родители придают дисциплине.

Мама Кости следит не только за выполнением заданий, но и за тем, насколько корректно пользуется сын словарями, насколько глубоко пишет сочинения. Когда она недовольна качеством выполненной работы, то презрительно называет сына «кое-какером». Было время, когда она сама придумывала задачи для развития интеллекта своего ребенка. Сын не склонен к организованности, и мать разработала целый план, как приучить его к порядку. Кстати, многое ей действительно удается и постепенно ей удалось воспитать в сыне организованность и методичность в работе. Не стоит и удивляться, что мать этого ребенка вела ежедневный дневник, который в некотором отношении является планом воспитательной и учебной работы с ребенком. Сейчас сын уже кандидат наук, но мама вместе с ним продумывает структуру его книг/к 27 годам у ее сына 6 книг/, не вполне разбираясь в содержании работы, она готовит вместе с ним справочный аппарат, строго пеняет сыну, заметив хотя бы малейшую небрежность в подготовке материала. Хотя по виду «наседки» и «менторы», казалось бы, сильно отличаются от друг от друга, однако и те, и другие нередко культивируют беспомощность в своем ребенке. Сейчас Костя вырос, но без согласования с мамой не может сделать ни шагу.

Единственный друг

довольно частый вариант, когда родитель делает все занятия - вместе с ребенком, но не как строгий, взыскательный ментор, а как любящий, иногда даже подчиняющийся более умному партнеру, товарищ. Они вместе читают, сочиняют, даже решают задачи, и сразу не поймешь, кто у них за старшего. В целом это очень неплохой вариант для развития одаренности ребенка. Плохо лишь то, что дети, воспитанные таким образом, часто плохо воспитаны, живут и общаются так, как им нравится.

Безалаберный товарищ

Это типичный вариант недостаточного внимания - гипоопеки, когда у родителей есть своя жизнь, а у ребенка своя. Это крайне редкий вариант в семьях одаренных детей, но, к нашему удивлению, мы встречались с ним уже дважды. Семилетний ребенок через всю Москву едет на занятия в школу. На недоуменные вопросы учителей мать ребенка находит причины, по которым она никак не может изменить ситуацию. Ребенок питается тем, что найдет в холодильнике, сам, как может, следит за своей одеждой. Мать со своим другом может пойти на ночную дискотеку - потанцевать - и ребенок не спит ночь, дожидаясь и волнуясь за мать. Есть, наверное, свои положительные стороны и в таком воспитании, но все же дети - это не трава в поле.

Суровый надсмотрщик

Иногда встречаются случаи, когда родители очень требовательно и даже сурово относятся к ребенку. В таком суровом воспитании есть очевидные плюсы - эти дети куда чаще бывают организованными и трудолюбивыми. Им несколько легче, чем при гиперопеке, впоследствии реализовать себя. Однако часто при этом нарушается эмоциональный контакт. Мать время от времени устраивает экзамен своему одаренному ребенку и при недостаточности усилий может даже действовать вполне физическими методами - ремнем наказать ребенка. После этого девочка с синяками приходит в школу. Слава богу, что это бывает достаточно редко. Хотя указанный вариант родительского отношения с его одаренным ребенком сравнительно редок, тем не менее он тоже существует. Следует отметить, что временами у одного и того же родителя роли меняются: строгий воспитатель - ментор временами становится близким другом, безалаберный товарищ - суровым надсмотрщиком, а кудахчущая над своим ребенком «наседка» - требовательным воспитателем.

Безопасность на воде

ПАМЯТКА

О БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Летом на водоемах следует соблюдать определенные правила безопасного поведения.

Во-первых, следует избегать купания в незнакомых местах, специально не оборудованных для этой цели.

Во-вторых, при купании запрещается:

  • заплывать за границы зоны купания;
  • подплывать к движущимся судам, лодкам, катерам, катамаранам, гидроциклам;
  • нырять и долго находиться под водой;
  • прыгать в воду в незнакомых местах, с причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;
  • долго находиться в холодной воде;
  • купаться на голодный желудок;
  • проводить в воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;
  • плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах (за пределы нормы заплыва);
  • подавать крики ложной тревоги;
  • приводить с собой собак и др. животных.

Необходимо соблюдать следующие правила:

  • Прежде чем войти в воду, сделайте разминку, выполнив несколько легких упражнений.
  • Постепенно входите в воду, убедившись в том, что температура воды комфортна для тела (не ниже установленной нормы).
  • Не нырять при недостаточной глубине водоема, при необследованном дне (особенно головой вниз!), при нахождении вблизи других пловцов.
  • Продолжительность купания - не более 30 минут, при невысокой температуре воды - не более 5-6 минут.
  • При купании в естественном водоеме не заплывать за установленные знаки ограждения, не подплывать близко к моторным лодкам и прочим плавательным средствам.
  • Во избежание перегревания отдыхайте на пляже в головном уборе.
  • Не допускать ситуаций неоправданного риска, шалости на воде.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ купание на водных объектах, оборудованных предупреждающими аншлагами «КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО!»

Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.

 

Внимание! Безопасность на воде летом!

     Что за летний отдых без купания? Тоска, да и только! Особенно, когда припекает солнышко, прохладная вода пруда или речки, озера или моря так и манит окунуться!
Окунуться и поплавать - это хорошо, даже полезно. Но мелочи, о которых забывают взрослые и дети, могут испортить все удовольствие.

 

Уважаемые родители (законные представители) предлагаем вам информацию по безопасности

на воде в летний период для вас и ваших детей!

Консультация для родителей:

"Правила поведения детей на воде"

 

Летом дети больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребѐнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться   элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

 

Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. 

Главное условие безопасности поведения на воде – купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Необходимо объяснить ребенку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других отдыхающих. Дно водоема может таить немало опасностей: затопленная коряга, острые осколки, холодные ключи и глубокие ямы.

Прежде чем заходить в воду, нужно понаблюдать, как она выглядит. Если цвет и запах воды не такие, как обычно, лучше воздержаться от купания.

Также дети должны твердо усвоить следующие правила:

✓ игры на воде опасны (нельзя, даже играючи, «топить» своих друзей или «прятаться» под водой);

✓ категорически запрещается прыгать в воду в не предназначенных для

этого местах;

✓ нельзя нырять и плавать в местах, заросших водорослями;

✓ не следует далеко заплывать на надувных матрасах и кругах;

✓ не следует звать на помощь в шутку.


 

В связи с наступлением летнего оздоровительного периода, а так же в целях предупреждения гибели детей на водоёмах города, напоминаем о проведении мероприятий, предупреждающих гибель и травматизм детей на водных объектах в купальный сезон.

Помните! На пляжах и других местах массового отдыха ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • -купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями;
  • -заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
  • -загрязнять и засорять водоемы и берега;
  • -купаться в состоянии алкогольного опьянения;
  • -приводить с собой собак и других животных;
  • -играть с мячами в спортивные игры в неотведенных для этих целей местах;
  • -допускать шалости на воде, связанные с нырянием и захватом купающихся;
  • -подавать крики ложной тревоги;
  • -плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах, надувных матрацах.

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

Полное выполнение настоящих правил поведения — гарантия вашей безопасности на воде!

 

ПОМНИТЕ:

 

Ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка без присмотра!

 

ПАМЯТКА

по оказанию первой помощи людям, потерпевшим бедствие на воде

 

  • Вернуть к жизни утонувшего человека можно при условии, если он был в воде около 6 минут.
  • Вытащив на берег, осмотрите потерпевшего: рот и нос могут быть забиты тиной или песком. Их надо немедленно очистить (пальцами, повернув человека на бок).
  • Быстро положите пострадавшего животом на свое колено (голову свесить лицом вниз) и, сильно нажав, выплесните воду из желудка и дыхательных путей.
  • Быстро уложите пострадавшего на спину, расстегните ему пояс и верхние пуговицы и начинайте искусственное дыхание.
  • Встаньте на колени слева, максимально запрокиньте голову утонувшего (это очень важно!), и сместив челюсть вниз, раскройте ему рот.
  • Сделайте глубокий вдох, приложите свои губы к губам пострадавшего (рекомендуется через платок или марлю) и с силой выдохните воздух.
  • Ноздри пострадавшего при этом надо зажать рукой. Выдох произойдет самостоятельно.
  • Если у пострадавшего не бьется сердце, искусственное дыхание надо сочетать с непрямым массажем сердца.
  • Для этого одну ладонь положите поперек нижней части грудины (но не на ребра!), другую ладонь — поверх первой накрест. Надавите на грудину запястьями так, чтобы она прогнулась на 3 — 5 сантиметров, и отпустите.
  • Прогибать нужно сильно, толчком, используя вес своего тела.
  • Через каждое вдувание воздуха делайте 4 — 5 ритмичных надавливаний.
  • Если помощь оказывают двое, тогда один делает искусственное дыхание, другой затем — массаж сердца.
  • Не останавливайте меры по реанимации до прибытия “скорой помощи”: благодаря вашим действиям организм пострадавшего еще может жить.
  • Если на ваших глазах тонет человек, немедленно воспользуйтесь для оказания ему помощи имеющимися спасательными средствами.
  • Ими может быть все, что увеличит плавучесть человека и что вы в состоянии до него добросить.
  • Если вы добираетесь до тонущего вплавь, максимально учитывайте течение воды, ветер, расстояние до берега и т.д.
  • Приближаясь, старайтесь успокоить и ободрить терпящего бедствие на воде человека.
  • Подплыв к утопающему, поднырните под него, возьмите сзади одним из приемов захвата (классическим — за волосы) и транспортируйте к берегу.
  • В случае, если утопающему удалось схватить вас за руки, шею или ноги, освобождайтесь и немедленно ныряйте — инстинкт самосохранения заставит терпящего бедствие вас отпустить.
Top