Создание и продвижение сайта

      СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Слабовидящий ребенок

   

В первую очередь, родителям необходимо ознакомиться с заключением специалиста о состоянии зрения ребенка и учитывать эти особенности в домашних условиях.

                        Рабочее место ребенка должно быть оснащено дополнительным освещением.

   

В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных работ). Не стоит торопить ребенка.

 

     Родителю стоит говорить более медленно. Ставить вопросы четко, кратко, конкретно.

 

 

    Учебный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, иметь контур, соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше кочана капусты и т.п.).

 

    Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

 

    В домашних условиях должен соблюдаться достаточный двигательный режим (утренняя гимнастика, домашние поручения с применением небольшой нагрузки и т.д.).

 

    Для повышения эффективности обучения необходимо вести интенсивную работу над развитием памяти (учите стихи, запоминайте картинки, вспоминайте события, которые произошли много времени назад).

 

 

    Рабочее место ребенка должно быть оснащено дополнительным освещением.

 

     Воспитывайте любовь к труду личным примером.

 

 

Формируйте у ребенка осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

 

   

Во время выполнения домашних заданий необходимо обеспечить смену видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

 

    Формируйте представление о профессиональной деятельности как способе создания определенного образа жизни, пути реализации своих возможностей.

 

        Узнайте у своего учителя (классного руководителя) об особенностях сдачи экзамена Вашего ребенка.

 

      В вопросах выбора ВУЗа старайтесь исходить из особенностей и возможностей ребенка, его желаний и приоритетов.

 

                                                     

 

Как помочь ребенку учиться

Как помочь ребенку учиться

 

"Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти"
Плутарх

 

Как проявляются трудности в обучении у ребенка

Если ребенок  уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса своей несамостоятельностью, наивностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности – это приводит к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе.

Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации своей деятельности.

Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций.

Особенности таких детей: низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. Недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу индивидуального развития.

В массовой школе такой ученик впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Но такие нарушения у детей носят частичный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции. Успешность обучения этих детей зависит во многом от своевременной и правильной помощи со стороны учителя, различных специалистов (логопеда, психолога, невролога) и конечно же родителей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.

 

Как же помочь ребенку?

В первую очередь необходимо развивать в нем веру в свои силы и возможности. Успехи детей необходимо поощрять.

Помогайте ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Спрашивайте у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясните его. Указывайте на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения. Например: «Ты допустил ошибку при выполнении этого примера, посмотри  внимательно и исправь её».

Начинать выполнять домашнюю работу рекомендуется с выполнения заданий средней сложности, оставив самое легкое по трудности на завершение подготовки домашнего задания.

Принципиально важным является чередование умственного напряжения и разрядки, т.е. во время выполнения домашнего задания устраивайте ребенку перерывы по завершению определенного этапа работы. Во время таких пауз наилучшим является физическая активность.

Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Распространённые ошибки родителей: чрезмерная опека или полное отсутствие помощи и контроля. Необходимо постепенно переходите от помощи к контролю качества выполненного задания

 

Общие принципы и правила работы

с детьми начальных классов:

  • Необходимо предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередовать умственную и практическую деятельности, изучать материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный материал);
  • Необходимо использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;
  • Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи ребенка, своевременно и тактично помогать, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
  • Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции. Эмоции взрослых, помимо их воли, влияют на состояние детей, передаются им и вызывают ответные чувства.
  • Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
  • Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Главное не результативность достижений, а внутренняя свобода и эмоциональное благополучие ребенка, из которого в дальнейшем появится свобода мысли, свобода действий.
  • Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка (улыбка, мимоходное прижатие к себе, подмигивание, поглаживание по голове).
  • Развивайте мелкую моторику руки ребенка (обведение контуров геометрических фигур, зарисовка их в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы).
  • Значительное внимание уделяйте занятиям продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
  • Обогащайте кругозор ребенка, формируйте отчетливые разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Не предъявляйте для выполнения ребенку сразу более одного задания; если ребенку предстоит выполнить сложное задание, следует предложить его в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку).
  • Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
  • Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему вы это делаете.
  • Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  • Заведите «Дневник самоконтроля» и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
  • Создайте ребенку дома необходимые условия. У него должен быть свой уголок; во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.
  • Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысяча вопросов. Если же ребенок жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте.
  • Если видите, что ребёнок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все вам.
  • После школы не торопите за уроки, так как необходимо 2-3 часа отдыха (а в 1 классе хорошо бы 1,5 часа поспать). Лучшее время для приготовления уроков с 15.00 – 17.00 ч.
  • Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  • Будьте внимательны к жалобам на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это показатели трудности учебы.
  • Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, поглаживания, улыбку на лице, при этом не вспоминая неприятности, не выясняя отношения, так как все это успокаивает ребёнка, помогает снять напряжение, расслабиться и уснуть.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Организация обучения детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях

 

У ребенка с нарушением слуха сопутствующим является нарушение познавательных функций: внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У него наблюдаются трудности с ориентацией в пространстве и координацией движений. Такой ребенок запоминает тексты дословно, употребляет в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, его словарный запас беден. Однако при этом ребенок с нарушениями слуха хорошо воспринимает устную речь зрительно (чтение с губ).

Родители ученика с нарушениями слуха при необходимости должны приобрести слуховые аппараты и регулярно проверять их рабочее состояние.

Учителю, обучающему ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательном классе, рекомендуется:

  • посадить ребенка за первую парту;
  • не поворачиваться спиной к ученику;
  • четко задавать вопросы, обращаясь к ребенку;
  • разрешать ребенку оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
  • широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

Ребенок с нарушением зрения испытывает трудности в учебе, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для этого ребенка характерным является низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения, невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов.

Родители ученика с нарушениями зрения при необходимости должны приобрести очки и регулярно проходить с ребенком лечебно-восстановительные процедуры.

Специфика обучения слабовидящего ребенка проявляется в следующем:

  • применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление учебных кабинетов;
  • учет допустимой продолжительности непрерывной зрительной нагрузки;
  • проведение физкультурных пауз (противопоказано: упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела).
  • Ребенок с нарушением речи – это ребенок, имеющий отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
  • Родителям необходимо прислушиваться и следовать советам логопедов и учителей, выполнять домашние задания по рекомендации. Родители могут сами развивать речь ребенка:
  • - больше читать, беседовать с ребенком, слушать аудиозаписи детских стихов, рассказов, сказок, посещать театры, музеи и т.д.;
  • - внимательно вслушиваться в речь ребенка и поправлять неправильно произносимые слова, неправильно построенные предложения.
  • Учителю необходимо проводить профилактику возникновения нарушений письменной речи.

Ребенок с задержкой психического развития – это преимущественно ребенок с нормой интеллекта, у которого чаще всего отсутствует мотивация к учебе, имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что ему трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причиной неуспеваемости в школе.

Родители по необходимости организуют посещение ребенком занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом.

Учителю, необходимо:

  • следить за успеваемостью обучающегося: после каждой части учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
  • посадить ребенка за первую парту, т.к. контакт глаз усиливает внимание;
  • обучать структурированию учебных действий;
  • развивать положительную самооценку.

Для обеспечения успешной адаптации в первую очередь необходимо учитывать характер имеющихся у ребенка нарушений. Родителям нужно организовать сопровождение ребенку как медицинскими специалистами, так и педагогами (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог). Для повышения эффективности оказываемой помощи, необходима  комплексность, поэтому очень важно осуществление взаимного подхода родителями и учителем, сопровождающим педагогом, доктором с учетом особенностей развития ребенка.

 

ЗАЧЕМ НУЖЕН УЧИТЕЛЬ ДЕФЕКТОЛОГ В ШКОЛЕ?

 Учитель-дефектолог в школе

Учитель-дефектолог - это педагог, который занимается обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей, имеющих особые образовательные потребности.

 

Основная цель работы -

максимальная компенсация отклоняющегося развития и

создание условий для развития и

адаптации ребёнка в различных сферах жизни:

  • социальной,
  • учебной,
  • бытовой.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  • Диагностическое направление

 

 

- это педагогическое обследование,

которое поможет определить для Вашего ребёнка

объем и содержание коррекционной работы, уровень развития психических процессов.

 

  • Коррекционно-развивающая работа

 

 

- это индивидуальные и групповые занятия с ребёнком.

Учитель-дефектолог составляет комплексную ПРОГРАММУ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

 

  • Аналитическая деятельность и профилактика

 - это определение адекватных и самых эффективных средств и форм коррекционного сопровождения Вашего ребёнка в школе.

Анализируется и отслеживается динамика развития у ребёнка и формируется план мероприятий по предупреждению появления различных отклонений.

 

  • Консультативное направление

 - это консультации родителей (законных представителей) по запросу либо по инициативе самого учителя-дефектолога.

 

Чем поможет Вам консультирование?

  • обучение взаимодействию с ребёнком с ОВЗ;
  • информирование о школьных проблемах ребенка;
  • помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;
  • получение дополнительной диагностической информации от родителей (законных представителей).

  

  • Методическое направление

- это подбор формы организации учебной работы всего класса, методы, приемы обучения, способствующие успешному освоению ребенком программного материала.

 

Уважаемые родители, помните!

 

Если Ваш ребёнок испытывает трудности в познании окружающего мира, трудности в обучении, и Вы заинтересованы в его развитии, тогда помощь учителя-дефектолога позволит Вашему ребёнку адаптироваться в социальной, учебной, бытовой среде и максимально скомпенсировать отклонения в развитии.

   

Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребёнка, развитии его познавательных процессов, таких как:

восприятие,

память,

внимание,

воображение,

мышление,

речь.

 

Рекомендации для родителей

 

«Помоги мне сделать это самому!»

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Мудрая  притча

Горчичное зерно

Однажды Мудрецу повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Мудреца помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще  тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю  ненужную жалость.

 

Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

 

Психологи рекомендуют

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

  1. оставить все как есть, или что-то изменить;
  2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
  3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:
  • как необходимую данность;
  • как урок, который необходимо пройти;
  • как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
  • как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, категория ОВЗ ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. 
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети с ОВЗ остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть.

Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

  

  1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
  4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
  15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно  вознаграждены!

 

 

 

Родители всегда стараются помочь своему ребенку и оградить его от неудач. Но есть вещи, которые всецело должны выполняться именно детьми, чтобы в них вырабатывалась самостоятельность и умение справляться с трудностями. Итак, что нам нельзя делать за нашего ребенка?

 

Переадресованные вопросы

 

Бывало ли такое, что вы машинально отвечали за своего ребенка на вопросы, адресованные ему лично? В гостях, в поликлинике, школе или магазине? Если да, то попробуйте в следующий раз сдержать себя и дождаться ответа малыша. Совершенно безобидная, на первый взгляд, родительская привычка со временем может помешать ребенку научиться говорить за себя. Когда же вы видите, что кроха смешался и просто не знает, что сказать, дайте ему нужный вектор, обронив пару слов, но постарайтесь дождаться полного ответа именно от него самого. Это полезно не только для навыка формулирования своих мыслей, но и для того, чтобы малыш понимал, как важно рассчитывать только на свои силы, ведь вы не будете рядом с ним каждую минуту.

Предоставляйте ребенку возможность делать самому все, что он может сделать, ставьте его в ситуацию, когда он должен приложить волевое усилие, проявить волевые качества (спросить у незнакомого человека, сколько времени; сказать спасибо; вежливо отвечать и т.д.)

 

Обучение игре

 

Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера.

Ваша задача – научить  ребенка играть. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком.

Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д.

 В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки.

Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно.

 

Выбор друзей

 

Многие родители мечтают, чтобы их чадо подружилось с детьми взрослых друзей семьи. Конечно, это очень удобно: можно «дружить домами» и устраивать многолюдные веселые вылазки в парк или на выставки. Нет ничего плохого в том, что вы попытаетесь познакомить своего ребенка с другими детьми. Но если вы видите, что их дружба не заладилась, не стоит настаивать и заставлять все равно проводить время вместе. Предоставьте ребенку самостоятельно сделать выбор.
      Другая распространенная ошибка родителей – пытаться решать конфликты с одноклассниками ребенка. Желание мамы и папы наказать обидчиков своего сына или дочери вполне понятно. Однако это тот самый случай, когда взрослым нужно отойти в сторону, дав напутственные мудрые советы ребенку, но позволив ему разобраться самостоятельно. Иначе отношения со сверстниками могут еще больше накалиться, а ваше чадо так и не получит бесценный опыт налаживания отношений.

 

Конфликты с учителем

 

Ребенок с раннего детства должен видеть авторитет в своих воспитателях и учителях. Без этого условия он вряд ли сможет общаться с ними уважительно, что не только пошатнет его учебу, но и негативно скажется на восприятие материала, поскольку он не будет доверять педагогу. Что должны делать родители, чтобы не допустить плохих отношений своего чада и учителя? Прежде всего, не ставить под сомнение личность последнего. Откажитесь от фраз: «Ну и зачем он просит это сделать?» и т.д. Также не пытайтесь скандалить с педагогом, если вам кажется, что он занижает оценки вашего ребенка. Если уж вы решились на разговор, пусть он будет тактичным и вежливым, как и подобает взрослым людям.

 

Домашнее задание

 

Многие родители боятся, что если они сами не будут контролировать выполнение домашнего задания и делать его вместе с ребенком, то он просто ничего не успеет, не сможет. Этот подход справедлив для первого года обучения в школе, но далее мама и папа должны взращивать в своем чаде самостоятельность и навыки расчета времени. Лучший вариант - позволить ребенку самому запланировать время и выполнить домашнее задание, предупредив, что в определенный час вы проведете проверку. На случай обнаружения ошибок, заложите 30-40 минут на их исправление вместе с ребенком, но не делайте за него задачу целиком. Возможно, при таком сценарии не миновать ситуаций, когда малыш просто засидится у телевизора и забудет о своих обязанностях, но это-то как раз и станет «учебой на собственных ошибках». Кроме того, когда он получит отличную оценку за свою работу, но будет знать, что это его личное достижение.

Когда ребенок манипулирует родителями?

 

Манипуляция отличается от настоящих слез ребенка своей демонстративностью. Чаще всего ребенок идет на это, когда рядом есть не только родители, но и посторонние люди — как «зрители в театре». Понимая, что мама с папой не любят публичных сцен, малыш начинает резко кричать и плакать, разыгрывать симптомы мнимой болезни  добиваясь своего. Примечательно, что он успокаивается тут же, как слышит желаемое обещание от родителей, тогда как действительно расстроенные дети не способны взять себя в руки за минуту. 


             Истерики-манипуляции свойственны не всем малышам, а лишь тем, кто отчаянно жаждет привлечь к себе внимание. Им нравится не только получать новые игрушки или сладости, но и чувствовать себя «главным героем». Однако не стоит списывать такую тактику поведения на плохой характер. На самом деле, манипуляторами обычно становятся те дети, которым не хватает родительской ласки и заботы. Соответственно, главная ошибка кроется в поведении членов семьи, а не самого ребенка. 

 

Что делать при надуманной истерике?

  • Выдержите небольшую паузу и мягко попросите ребенка успокоиться.
  • Объясните причины, по которым вы не можете выполнить детское требование.
  • Не пытайтесь «замять» скандал, пообещав ребенку пойти на уступки.
  • Будьте готовы к тому, что малыш будет «истерить» еще какое-то время.
  • Когда ребенок успокоится, обнимите его и скажите о своей любви, несмотря на происшедшее. 

Важно следовать этому плану действий при каждой истерике-манипуляции, как бы это ни казалось сложно. Стоит малышу понять, что его излюбленная тактика больше не работает, и он перестанет плакать и бунтовать нарочно. 

 

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. 

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться  с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.

Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей с ограниченными возможностями. здоровья

Хотите ли вы выработать у своего ребенка жизненно необходимые умения и навыки? «Что за странный вопрос?» – ответите вы. Какие родители не желают видеть своего ребенка самостоятельным? Вас, вероятно, неоднократно тревожила мысль – что для этого нужно сделать и как. На это есть ответ: обучение детей с ограниченными возможностями должно строиться таким образом, чтобы они могли преодолевать определенные трудности, умели справляться с ними. И тут встает еще один вопрос: «Что же делает обучение правильным?» Вы скажете, что обучение требует терпения. Но кроме терпения необходимы специальные знания. Ребенок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кого не боится. А это значит, что именно вы, родители, являетесь его самыми лучшими учителями.

 

 

 

1) Рекомендации родителям старшего школьника (НОДА)

2) Рекомендации родителям ребунка дошкольника с ЗПР

3) Рекомендации родителям ребенка младшего школьного возраста с ЗПР cx

4) Рекомендации родителям подростока с ЗПР

5) Рекомендации родителям (НОДА мл шк)

6) Рекомендации родителям (НОДА дошкольник)

7) Основные правила взаимодействия

8) Слабовидящий ребенок

9) Самые важные развивающие игры и игрушки для детей дошкольного возраста

 

Top