Создание и продвижение сайта

      СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Слабовидящий ребенок

   

В первую очередь, родителям необходимо ознакомиться с заключением специалиста о состоянии зрения ребенка и учитывать эти особенности в домашних условиях.

                        Рабочее место ребенка должно быть оснащено дополнительным освещением.

   

В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных работ). Не стоит торопить ребенка.

 

     Родителю стоит говорить более медленно. Ставить вопросы четко, кратко, конкретно.

 

 

    Учебный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, иметь контур, соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше кочана капусты и т.п.).

 

    Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

 

    В домашних условиях должен соблюдаться достаточный двигательный режим (утренняя гимнастика, домашние поручения с применением небольшой нагрузки и т.д.).

 

    Для повышения эффективности обучения необходимо вести интенсивную работу над развитием памяти (учите стихи, запоминайте картинки, вспоминайте события, которые произошли много времени назад).

 

 

    Рабочее место ребенка должно быть оснащено дополнительным освещением.

 

     Воспитывайте любовь к труду личным примером.

 

 

Формируйте у ребенка осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

 

   

Во время выполнения домашних заданий необходимо обеспечить смену видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

 

    Формируйте представление о профессиональной деятельности как способе создания определенного образа жизни, пути реализации своих возможностей.

 

        Узнайте у своего учителя (классного руководителя) об особенностях сдачи экзамена Вашего ребенка.

 

      В вопросах выбора ВУЗа старайтесь исходить из особенностей и возможностей ребенка, его желаний и приоритетов.

 

                                                     

 

Как помочь ребенку учиться

Как помочь ребенку учиться

 

"Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти"
Плутарх

 

Как проявляются трудности в обучении у ребенка

Если ребенок  уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса своей несамостоятельностью, наивностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности – это приводит к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе.

Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации своей деятельности.

Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций.

Особенности таких детей: низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. Недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу индивидуального развития.

В массовой школе такой ученик впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Но такие нарушения у детей носят частичный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции. Успешность обучения этих детей зависит во многом от своевременной и правильной помощи со стороны учителя, различных специалистов (логопеда, психолога, невролога) и конечно же родителей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.

 

Как же помочь ребенку?

В первую очередь необходимо развивать в нем веру в свои силы и возможности. Успехи детей необходимо поощрять.

Помогайте ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Спрашивайте у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясните его. Указывайте на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения. Например: «Ты допустил ошибку при выполнении этого примера, посмотри  внимательно и исправь её».

Начинать выполнять домашнюю работу рекомендуется с выполнения заданий средней сложности, оставив самое легкое по трудности на завершение подготовки домашнего задания.

Принципиально важным является чередование умственного напряжения и разрядки, т.е. во время выполнения домашнего задания устраивайте ребенку перерывы по завершению определенного этапа работы. Во время таких пауз наилучшим является физическая активность.

Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Распространённые ошибки родителей: чрезмерная опека или полное отсутствие помощи и контроля. Необходимо постепенно переходите от помощи к контролю качества выполненного задания

 

Общие принципы и правила работы

с детьми начальных классов:

  • Необходимо предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередовать умственную и практическую деятельности, изучать материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный материал);
  • Необходимо использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;
  • Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи ребенка, своевременно и тактично помогать, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
  • Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции. Эмоции взрослых, помимо их воли, влияют на состояние детей, передаются им и вызывают ответные чувства.
  • Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
  • Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Главное не результативность достижений, а внутренняя свобода и эмоциональное благополучие ребенка, из которого в дальнейшем появится свобода мысли, свобода действий.
  • Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка (улыбка, мимоходное прижатие к себе, подмигивание, поглаживание по голове).
  • Развивайте мелкую моторику руки ребенка (обведение контуров геометрических фигур, зарисовка их в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы).
  • Значительное внимание уделяйте занятиям продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
  • Обогащайте кругозор ребенка, формируйте отчетливые разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Не предъявляйте для выполнения ребенку сразу более одного задания; если ребенку предстоит выполнить сложное задание, следует предложить его в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку).
  • Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
  • Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему вы это делаете.
  • Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  • Заведите «Дневник самоконтроля» и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
  • Создайте ребенку дома необходимые условия. У него должен быть свой уголок; во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.
  • Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысяча вопросов. Если же ребенок жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте.
  • Если видите, что ребёнок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все вам.
  • После школы не торопите за уроки, так как необходимо 2-3 часа отдыха (а в 1 классе хорошо бы 1,5 часа поспать). Лучшее время для приготовления уроков с 15.00 – 17.00 ч.
  • Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  • Будьте внимательны к жалобам на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это показатели трудности учебы.
  • Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, поглаживания, улыбку на лице, при этом не вспоминая неприятности, не выясняя отношения, так как все это успокаивает ребёнка, помогает снять напряжение, расслабиться и уснуть.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Организация обучения детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях

 

У ребенка с нарушением слуха сопутствующим является нарушение познавательных функций: внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У него наблюдаются трудности с ориентацией в пространстве и координацией движений. Такой ребенок запоминает тексты дословно, употребляет в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, его словарный запас беден. Однако при этом ребенок с нарушениями слуха хорошо воспринимает устную речь зрительно (чтение с губ).

Родители ученика с нарушениями слуха при необходимости должны приобрести слуховые аппараты и регулярно проверять их рабочее состояние.

Учителю, обучающему ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательном классе, рекомендуется:

  • посадить ребенка за первую парту;
  • не поворачиваться спиной к ученику;
  • четко задавать вопросы, обращаясь к ребенку;
  • разрешать ребенку оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
  • широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

Ребенок с нарушением зрения испытывает трудности в учебе, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для этого ребенка характерным является низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения, невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов.

Родители ученика с нарушениями зрения при необходимости должны приобрести очки и регулярно проходить с ребенком лечебно-восстановительные процедуры.

Специфика обучения слабовидящего ребенка проявляется в следующем:

  • применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление учебных кабинетов;
  • учет допустимой продолжительности непрерывной зрительной нагрузки;
  • проведение физкультурных пауз (противопоказано: упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела).
  • Ребенок с нарушением речи – это ребенок, имеющий отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
  • Родителям необходимо прислушиваться и следовать советам логопедов и учителей, выполнять домашние задания по рекомендации. Родители могут сами развивать речь ребенка:
  • - больше читать, беседовать с ребенком, слушать аудиозаписи детских стихов, рассказов, сказок, посещать театры, музеи и т.д.;
  • - внимательно вслушиваться в речь ребенка и поправлять неправильно произносимые слова, неправильно построенные предложения.
  • Учителю необходимо проводить профилактику возникновения нарушений письменной речи.

Ребенок с задержкой психического развития – это преимущественно ребенок с нормой интеллекта, у которого чаще всего отсутствует мотивация к учебе, имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что ему трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причиной неуспеваемости в школе.

Родители по необходимости организуют посещение ребенком занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом.

Учителю, необходимо:

  • следить за успеваемостью обучающегося: после каждой части учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
  • посадить ребенка за первую парту, т.к. контакт глаз усиливает внимание;
  • обучать структурированию учебных действий;
  • развивать положительную самооценку.

Для обеспечения успешной адаптации в первую очередь необходимо учитывать характер имеющихся у ребенка нарушений. Родителям нужно организовать сопровождение ребенку как медицинскими специалистами, так и педагогами (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог). Для повышения эффективности оказываемой помощи, необходима  комплексность, поэтому очень важно осуществление взаимного подхода родителями и учителем, сопровождающим педагогом, доктором с учетом особенностей развития ребенка.

 

ЗАЧЕМ НУЖЕН УЧИТЕЛЬ ДЕФЕКТОЛОГ В ШКОЛЕ?

 Учитель-дефектолог в школе

Учитель-дефектолог - это педагог, который занимается обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей, имеющих особые образовательные потребности.

 

Основная цель работы -

максимальная компенсация отклоняющегося развития и

создание условий для развития и

адаптации ребёнка в различных сферах жизни:

  • социальной,
  • учебной,
  • бытовой.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  • Диагностическое направление

 

 

- это педагогическое обследование,

которое поможет определить для Вашего ребёнка

объем и содержание коррекционной работы, уровень развития психических процессов.

 

  • Коррекционно-развивающая работа

 

 

- это индивидуальные и групповые занятия с ребёнком.

Учитель-дефектолог составляет комплексную ПРОГРАММУ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

 

  • Аналитическая деятельность и профилактика

 - это определение адекватных и самых эффективных средств и форм коррекционного сопровождения Вашего ребёнка в школе.

Анализируется и отслеживается динамика развития у ребёнка и формируется план мероприятий по предупреждению появления различных отклонений.

 

  • Консультативное направление

 - это консультации родителей (законных представителей) по запросу либо по инициативе самого учителя-дефектолога.

 

Чем поможет Вам консультирование?

  • обучение взаимодействию с ребёнком с ОВЗ;
  • информирование о школьных проблемах ребенка;
  • помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;
  • получение дополнительной диагностической информации от родителей (законных представителей).

  

  • Методическое направление

- это подбор формы организации учебной работы всего класса, методы, приемы обучения, способствующие успешному освоению ребенком программного материала.

 

Уважаемые родители, помните!

 

Если Ваш ребёнок испытывает трудности в познании окружающего мира, трудности в обучении, и Вы заинтересованы в его развитии, тогда помощь учителя-дефектолога позволит Вашему ребёнку адаптироваться в социальной, учебной, бытовой среде и максимально скомпенсировать отклонения в развитии.

   

Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребёнка, развитии его познавательных процессов, таких как:

восприятие,

память,

внимание,

воображение,

мышление,

речь.

 

Рекомендации для родителей

 

«Помоги мне сделать это самому!»

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Мудрая  притча

Горчичное зерно

Однажды Мудрецу повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Мудреца помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще  тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю  ненужную жалость.

 

Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

 

Психологи рекомендуют

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

  1. оставить все как есть, или что-то изменить;
  2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
  3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:
  • как необходимую данность;
  • как урок, который необходимо пройти;
  • как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
  • как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, категория ОВЗ ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. 
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети с ОВЗ остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть.

Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.