Создание и продвижение сайта

      СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Рекомендации

Рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной

деятельности.

Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для  проявления их способностей. Повышение уровня учебной  мотивации (умею ли я учиться и нравиться ли мне учиться) – это процесс длительный, кропотливый и  целенаправленный.

Этапы формирования мотивации на отдельных

этапах урока:

  1. Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов

побуждений учащихся:

актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”).

  1. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные

мотивы).


  1. Этап завершения урока.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя.

Приемы формирования учебной мотивации:


“Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

“Отсроченная отгадка” Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.

Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””.

Рекомендации для родителей:

- Поддерживайте интерес своего ребенка к учебной и  познавательной деятельности (устраивайте совместные интеллектуальные игры, например разгадывание ребусов, кроссвордов).

- Составьте совместно с ребенком его режим дня, и следите за соблюдением.

- Проявляйте интерес не только к учебной деятельности ребенка.

- В случае неуспеха ребенка не стремитесь наказать его, решайте проблему через эффективное общение с ним.

- Старайтесь быть примером для своего ребенка (пусть ребенок видит, что в его семье читают художественную литературу, просматривают научно- популярные фильмы и т.п.).

- Учитывайте индивидуальные возможности ребенка. По возможности проконсультируйтесь с педагогом - психологом по вопросам развития ребенка в данном возрасте.

 

Родителям первокласников

 

Когда мы говорим о готовности ребенка к школьному обучению, то наравне с физиологической готовностью и психологической готовностью ребенка к обучению в школе рассматривают социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Под ней подразумевают готовность ребенка к новым формам обучения, к новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленную ситуацией школьного обучения.

Чтобы понять механизмы формирования социальной готовности необходимо рассмотреть кризис семи лет.

Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, “революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение.

 Такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об “утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

 

Какой должна быть психологическая подготовка ребенка к школе

Самый важный момент для родителей будущих первоклассников – это психологическая подготовка ребенка к школе. Для начала расскажите малышу о том, чем его времяпрепровождение в школьных стенах будет отличаться от привычного домашнего или детсадовского режима. Расскажите, что в школе есть уроки, во время которых нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его указания. Объясните, как нужно обращаться к учителю и как общаться с одноклассниками. Расскажите, что такое перемена, школьная столовая, домашнее задание, дневник и оценки.

Настраивайте малыша на учебный процесс позитивно. Не стоит вспоминать свои собственные трудности школьной поры, если таковые были, поскольку такие рассказы могут вызвать у будущего первоклассника неприязнь к школе или страх перед ней. Лучше расскажите ему какие-нибудь забавные и интересные случаи своих школьных лет: вспомните свои любимые предметы и учителей, школьные праздники, веселые игры, в которые вы играли с одноклассниками. Но ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он будет самым лучшим учеником в классе, ведь если малыш с самого начала займет такую позицию, его отношения с одноклассниками вряд ли сложатся успешно.

Заранее предупредите своего ребенка, что далеко не все может получаться у него с первого раза, и в этом нет ничего страшного. Скажите, что не будете ругать его, если вдруг что-то не получится, и обязательно поможете ему разобраться со всем, что ему непонятно. Объясните ребенку, что школа – это первый шаг во взрослую жизнь, и учеба подарит ему множество новых и полезных знаний, которые пригодятся в будущем.

 

 

Какие знания должны быть у будущего первоклассника

 

Многие родители уверены, что чем больше знаний получит ребенок до школы, тем лучше он будет учиться. Но на самом деле это не так. У детей, которые приходят в первый класс слишком подготовленными (умеют выполнять сложные математические операции, быстро читают, знают основы английского языка), учебный процесс начинает вызывать скуку, ведь они все уже знают и умеют, а постоянное повторение начинает раздражать их. В то же время малыши, которые имеют лишь базовые знания, нормальные для их возраста, воспринимают школьные занятия как еще один способ знакомства с окружающим миром и с интересом изучают новые навыки.

На самом деле будущий первоклассник должен легко и быстро называть свои фамилию, имя и отчество, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, названия самых распространенных животных, растений, цветов, видов спорта, профессий, предметов обихода. Малыш должен знать названия месяцев и времен года, их последовательность, правила дорожного движения. Будущий первоклассник должен различать право и лево, гласные и согласные буквы, понимать разницу между различными животными, овощами, фруктами, предметами. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь считать до десяти, решать простые логические задачи, читать короткие предложения, описывать картинки и пересказывать истории, а также уметь обращаться с ручкой, карандашами, бумагой и ножницами. Этого вполне достаточно.

 

 

Десять советов для родителей будущих первоклассников

 

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка. Попробуйте учесть все факторы, которые будут влиять на процесс обучения.

Совет 2. Заранее познакомьтесь со школой, педагогическим коллективом, условиями обучения.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая у него будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени уйдет на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак.

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, насколько она сможет учесть его особенности.

Совет 6. Уточните, в какое время будут заканчиваться все занятия ребенка в школе. Это необходимо если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Совет 10. Помните, что адаптация к школе – непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

 

 

 

Анкета для родителей:

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

 

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

  1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
  2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
  3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
  4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
  5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
  6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
  7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
  8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
  9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
  10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов: За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы. 1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе. 4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость. 7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

 

 

Что нужно первокласснику в школу

 

Самое важное – это покупка всех вещей, необходимых будущему первокласснику. Выберите вместе с ребенком хороший и удобный портфель, сменную обувь, спортивную форму для занятий физкультурой, пенал, тетради, ручки, карандаши. Узнайте у будущего классного руководителя, какие книги и учебники обязательно нужно купить, а какие выдадут ребенку в школе.

 

Старайтесь все необходимые для школы вещи покупать вместе с малышом. Пусть он сам выберет портфель или ранец, который ему понравится и будет удобно сидеть на спине. В противном случае удовольствия от ежедневного таскания некрасивого или неудобного рюкзака с учебниками первоклассник не получит, и каждый новый день будет воспринимать как пытку. Пусть ребенок сам выберет ручки и карандаши, которыми ему удобно будет писать, подберет красивые обложки для тетрадей и дневника.

Если в школе предусмотрена школьная форма, заранее обсудите этот вопрос со своим малышом. Он должен будет привыкнуть к тому, что на занятия ему придется ходить в одной и той же одежде. Объясните крохе, что такое внутренний распорядок, зачем нужна сменная обувь и почему это так важно, чтобы для ребенка это не стало неприятным сюрпризом. Особенно трепетно относятся к своей одежде девочки, поэтому важно заранее морально подготовить малышку к тому, что хвастаться новыми нарядами она сможет только на школьных праздниках, а каждый день нужно будет носить форму.

 

Младшие школьники

текст 

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК РАДОСТИ И ПЕЧАЛИ!

 

Что же вкладывается в понятие одаренность? Это высокий уровень развития каких-либо способностей̆, а одаренные дети,         соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей - Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями. Иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной̆ деятельности - способностей̆ не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий будет что угодно - пятерки, похвалы, даже, если хотите, знания, не будет только главного - способностей.

Одаренного ребенка нельзя не заметить: он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Одаренность многогранна и, в основном, определяется тремя взаимосвязанными параметрами:

- опережающим развитием сознания;

- психическим развитием;

- физическими данными.

  

Тайны одаренности!

Почему одни ученые говорят, что каждый ребенок одарен от природы, а другие отрицают это, утверждая, что одаренности без специального  воспитания не бывает?

Тайна первая. На сегодня можно твердо сказать, что каждый обычный ребенок  при рождении имеет огромный начальный объем задатков и способностей – потенциал, которого хватит на воспитание гения даже в нескольких областях.

 Тайна вторая. Однако, из-за того, что родители не знают, как раскрыть и сохранить этот потенциал, таланты теряются. Вследствие недостаточной информированности родителей потери происходят на всех стадиях, связанных с развитием: беременность, младенчество, ранний возраст, дошкольный период и в школе.

Тайна третья. Так называемый обычный уход за ребенком приводит к тому, что уже на четвертом месяце жизни число клеток головного мозга сокращается примерно на 30 процентов! Кто может сказать, какие таланты и способности окажутся потерянными в это время?

Тайна четвертая. Установлено, что родителям, желающим сохранить одаренность ребенка, необходимо, по меньшей мере,  владеть методами развивающего ухода за ребенком в период раннего (от 1 до 3 лет) и сверхраннего развития (от 0 до 1 года). 

Тайна пятая. Одаренность зависит от методов развития, обучения и воспитания. Главенствующая роль методов обучения и воспитания особенно проявляется в школах. Существуют две категории школ и методов обучения: «традиционные» и научные. 

Так, у тех педагогов, которые применяют научные «методы интеллектуального развития»  ученики учатся с радостью, развивают и сохраняют свою одаренность, едва ли не целыми классами, становятся отличниками и поступают в вузы. 

 

Тайна шестая. Но главное действующее лицо, которое должно быть в курсе этих методов, это – родитель. Если он знает рекомендации и методы, как сохранить одаренность и как воспитать таланты ребенка, то никакие другие тайны ему не страшны.

Проблемы одаренных детей

  1. Неприязнь к школе (учебная программа чаще не интересна для одаренного ребенка).
  2. Игровые интересы (нравятся более сложные игры, и неинтересны игры сверстников).
  3. Погружение в философские проблемы (интересуют такие явления, как смерть, религиозные верования, смысл бытия).
  4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (играют с детьми старшего возраста, поэтому им трудно становиться лидерами в физическом плане).
  5. Стремление к совершенству (постоянная неудовлетворенность собой).
  6. Нереалистические цели (часто ставят перед собой завышенные цели).
  7. Потребность во внимании взрослых (в силу природной любознательности монополизируют внимание взрослых в ущерб другим детям).
  8. Нетерпимость (недостаточная терпимость к детям, стоящим ниже в интеллектуальном и эмоциональном развитии).

 

 Десять признаков одаренности вашего ребенка

1.Хранит информацию. Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить ее позже.

2.Обширный круг интересов. Одаренные дети демонстрируют интерес к разным вещам.

3.Рано начинает читать и писать. Если ваш ребенок одарен, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.

4.Музыкально или художественно одарен. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одаренными.

5.У ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одаренные дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одаренные.

6.Имеет хорошую память. Некоторые одаренные дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте.

7.Имеет "продвинутый" словарный запас. Если ребенок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одаренности, но если ваш малыш использует "продвинутые" словарь и предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете.

8.Уделяет внимание деталям. У одаренного ребенка есть пристрастие к деталям. Ребенок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребенок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с ее привычного места.

9.Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одаренные же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе.

10.Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях. 

 

Советы родителям

1.Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.

2.Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.

3.Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.

4.Избегайте сравнивать детей друг с другом.

5.Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

6.Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.

7.Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.

8.Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

9.Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.

10.Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.

11.Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.

12.Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

13.Будьте честными! Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

14.Адекватно оценивайте уровень развития ребенка!

15.Избегайте длинных объяснений или бесед!

16.Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке! Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

17.Уважайте в ребенке индивидуальность! Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

 

Top